За первые 4 месяца этого года россияне приобрели более 655 тыс. новых иномарок, подсчитали в комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в РФ. Это на 216 тыс. машин больше по сравнению с тем же периодом 2007 года. За год продажи увеличились на 49%, а рост за апрель 2008 года составил 40% или 57 тыс. машин. Постепенное сокращение темпов продаж привело к ужесточению конкуренции среди автопроизводителей.
Несмотря на запуск в феврале рестайлингового Ford Focus, автомобиль так и не смог перегнать нового лидера в таблице самых продаваемых машин. Первую строчку здесь с начала года занимает Chevrolet Lacetti.
«Скорее всего, у Ford осталось достаточно много нераспроданных Focus, еще не обновленных. Сейчас в компании думают, как бы избавиться от этих машин», — замечает консультант по автопрому компании Ernst & Young Иван Бончев. Поэтому, по его словам, пока говорить о том, что продажи Focus 2,5 не пошли, преждевременно. «Делать выводы об успехах новинки на рынке можно будет лишь к середине года», — замечает эксперт.
В списке самых продаваемых моделей впервые за долгое время оказалась Skoda Octavia. В марте в салонах появились автомобили российской сборки. Однако чтобы привлечь к машинам внимание, в Volkswagen (владеет брендом Skoda) решили снизить цены как на импортные автомобили, так и на российские. К похожей тактике прибегнула Toyota, но ей, в отличии от Skoda, не удалось избежать замедления. Бончев считает, что причиной неудач «японцев» стало общее увеличение цен, которое производитель аккуратно проводит каждые полгода. «Судить о том, насколько удачно прошел запуск продаж машин российской сборки у Toyota и Volkswagen, еще рано. Для отладки даже самых технологичных конвейеров требуется время. Так что партии машин, сделанных в России, пока незначительны», — поясняет эксперт.
Меж тем китайской Chery необходимость свернуть российскую сборку обошлась довольно дорого. После того как в марте калининградский завод «Автотор» объявил о прекращении сотрудничества с фирмой, по итогам за 4 месяца продажи марки упали на 29%. В то время как в 2007 году продажи Chery увеличились более чем на 200%.
Зато на фоне «ухода» Chery резко выросли продажи других китайских моделей.
На 311% поднялись показатели BYD. «Спрос на машины есть. Причем удовлетворительное качество и наличие запчастей является существенным преимуществом автомобилей», — замечает представитель компании «Ирито» (дистрибутор BYD в России) Андрей Матвеев. С3 – конкурент Chery Amulet – он чуть дороже, но для россиян это не стало препятствием. «Мы впервые привезли в Россию полноценные партии этих машин, и они разошлись тут же», — говорит он. А вот продажи китайских Hafei упали. «Сейчас идет замена модельного ряда. Если год назад мы продавали 3 разных машины под этим брендом, теперь осталась только одна. Сейчас принимается решение о том, какие автомобили лучше будет привести в Россию им на смену», — пояснил дистрибутор марки в России.
Кроме того, снизились продажи корейских внедорожников SsangYoung и итальянских FIAT. Как объясняют в компании Sollers, эксклюзивного партнера SsangYong и FIAT на российском рынке, причиной низких показателей послужила плановая проверка оборудования на заводе и остановка производства, на конвейерах, где собираются автомобили этих марок.
«Несмотря на то что завод не работал всего 5–6 дней, за это время не было выпущено по 300–400 машин каждого бренда», — пояснили пресс-службе.
А самое заметное снижение показала Alfa Romeo – по сравнению с прошлым годом марка потеряла 72% продаж. «Постепенное сокращение продаж мы прогнозировали уже давно. Объяснение тут очень простое. Долгое время в России не было представительства компании. Машины можно было приобрести только по серым схемам, — говорит глава пресс-службы российского Alfa Romeo Анна Трофимова. – Прошлой весной, когда представительство в России открылось, был сильный дефицит машин». По ее словам, на это указывает высокий уровень продаж, который последовал сразу после начала работы официальных салонов компании. «Постепенно ажиотаж спал – все, кто хотел, купил себе автомобиль, а мы вышли на объемы, которые и планировали с самого начала, – 44–45 проданных машин в месяц», — заключает она.