По итогам ежегодной проверки технического состояния транспорта Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ по Петербургу впервые возбудило 25 уголовных дел в отношении водителей маршруток, пять из которых уже переданы в суды. Перевозка людей на неисправных микроавтобусах подпадает под действие статьи 238 Уголовного кодекса РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). Она предусматривает наказание в виде штрафа в 500–700 МРОТ или лишение свободы на два года, а в случае появления человеческих жертв в результате правонарушения – заключение до 10 лет.
Об уголовной ответственности за техническое состояние машин до сих пор всерьез не говорилось.
Хотя известно, что петербургская ГИБДД регулярно проводит общегородскую операцию «Маршрутное такси» и в прошлом году выявила 1128 неисправных автобусов. Однако вопрос об уголовной ответственности для водителей не поднимался. Городская прокуратура решила исправить положение.
Решительные меры прокуратуры объясняются серией крупных аварий с жертвами — с начала года в Петербурге произошло не менее 50 ДТП с участием маршрутных такси и автобусов, погибли 8 человек (как пассажиров, так и попавших под маршрутки пешеходов). После чего городские чиновники потребовали радикальных мер по повышению безопасности маршруток, в том числе предложено заменить все микроавтобусы «Газели» на импортные аналоги.
Сами перевозчики считают, что прокуратура напрасно прибегает к крайним мерам.
«Мы считаем, что прокуратура должна вмешиваться тогда, когда не помогает уже ничто иное, а сейчас она вмешивается на самом раннем этапе, — считает председатель правления Ассоциации перевозчиков пассажиров Петербурга Василий Киселев. – Зато когда мы просили разобраться с не менее опасной проблемой — нелегальными перевозчиками, нам объясняли, что прокуратура надзором за транспортом не занимается. Хотя именно нелегалы не подчиняются никаким законам».
Менеджеры предприятий-перевозчиков, чьи водители были оштрафованы, от официальных комментариев отказываются. В личной же беседе они намекают, что прокуратуре нужно предоставить результаты своей работы по борьбе с участившимися смертями на дорогах.
По мнению юристов, привлечение прокуратурой водителей к уголовной ответственности — не обоснованная мера. «При чем тут водители, за состояние автомобилей отвечает компания, подрядившаяся перевозить людей, — говорит юрист Коллегии правовой защиты автовладельцев Марат Бикбов. — Именно директор и уполномоченные лица организации отвечают за качество и безопасность предоставляемых услуг». Правозащитник также уверен, что прокуратура, проверяя перевозчиков, неверно трактует состав преступления. «В оказании услуг по перевозке нет заведомо грозящей опасности, как, скажем, в перевозке динамита, именно для нарушений в перевозках такого рода предназначен уголовный кодекс, — поясняет Бикбов. — В данном случае за отсутствие ремня или ненадлежащее состояние автомобиля справедливее применять соответствующие меры административного взыскания». По мнению юриста, проверка безопасности маршруток нужна, но следователи прокуратуры не должны нарушать принципы права — уголовное дело возникает только после наступления соответствующей степени вины, а не до нее.