Минский автомобильный завод (МАЗ) может приступить к сборке легковых автомобилей для российского рынка, сообщил генеральный директор предприятия Николай Костень, передает РИА «Новости». Запланированный объем выпуска легковушек — от 20 до 50 тыс. машин в год. В настоящий момент Россия остается основным рынком сбыта автотехники МАЗа. В Белоруссии это крупнейшее госпредприятие по выпуску грузовиков, автокранов, автобусов, троллейбусов и прицепов.
По мнению специалистов, для того чтобы организовать здесь сборку легковых моделей, потребуются очень серьезные инвестиции.
По словам Костеня, на все согласования нужно два-три года, после этого начнется подготовка мощностей предприятия для производства легковых автомобилей. Осваивать легковой сектор МАЗ намерен весте с крупным партнером. Среди тех, с кем белорусский завод ведет переговоры, российский «АвтоВАЗ», некая немецкая компания и «китаец». Костень уточнил, что МАЗ выберет партнера, который предоставит наиболее привлекательный инвестиционный план. Первые переговоры начнутся в мае. «Могу сообщить, что в Белоруссию приедет Борис Алешин (президент «АвтоВАЗа» — прим. ред.)», — сказал Костень.
Впрочем, отраслевые аналитики невысоко оценивают шансы МАЗа заинтересовать «АвтоВАЗ».
«Сейчас «АвтоВАЗ» максимально ориентирован на партнерство с Renault. Для французов альянс с российским автопроизводителем интересен, прежде всего, как способ осваивать в России производство своих моделей и платформ. Они не одобрят инвестиций в белорусское совместное предприятие. Тем более что с экономической точки зрения ВАЗу невыгодно делать машины в Белоруссии, с тем чтобы потом ввозить их в Россию», — заметил аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков. По его словам, альянс с МАЗом может быть привлекателен для тольяттинцев только как плацдарм для выхода на западноевропейские рынки. Однако на данном этапе «Жигули» не могут конкурировать с местными брендами.
Специалисты сходятся во мнении, что, скорее всего, инициатива МАЗа не может всерьез заинтересовать и немецких производителей. «Сборка окупается только в случае, если речь идет о массовом автомобиле. А все немецкие машины достаточно дорогие и продаются у нас относительно небольшими партиями. Осваивать их сборку в Белоруссии просто нерентабельно», — убежден аналитик ИБ «Траст» Евгений Шаго.
Куда вероятнее, что предложением МАЗа заинтересуются китайские партнеры, считают эксперты. Среди наиболее вероятных кандидатов они называют Chery.
«В конце марта китайская Chery лишилась своей производственной площадки на «Автоторе» в Калининграде. Импортные модели тут же выросли в цене, и спрос на них снизился. Используя особые отношения между Россией и Белоруссией, китайцы могут с помощью МАЗа найти новую лазейку для выхода на перспективный российский рынок», — рассказал Кочетков.
Меж тем задумка покорить российского покупателя из Белоруссии не слишком оригинальна. Пару лет назад здесь уже стартовала сборка иранского бюджетного седана Samand (переделанные Peugeot 407). К этому году производитель должен был выйти на объемы сборки около 6 тыс. машин. Однако на практике, по данным за 2007 год, конвейер покинули всего 300 иранских автомобилей.
Трудность состоит в том, что воспользоваться льготами на таможне можно только при определенных условиях: автомобили, собранные в Белоруссии, могут ввозиться в Россию без уплаты пошлин только в том случае, если около половины от их себестоимости составляют детали, сделанные в Белоруссии или России. По мнению специалистов, добиться такого высокого показателя достаточно сложно.