Добровольное страхование автомобилей по рискам «угон» и «ущерб» становится убыточным для страховых компаний, заявил глава «Ингосстраха» Александр Григорьев на конференции «Сотрудничество банков и страховых компаний». Он отметил, что сейчас страховые фирмы несут потери в целом по всем видам продажи автокаско и в скором времени эти потери будут очевидны. «Неоправданная ценовая политика, рыночный романтизм и последовавшие убытки в сегменте автокаско сменяются эпохой отрезвления с появлением крупных убытков», — сказал Григорьев. По его словам, наиболее сложная ситуация сложилась на рынке кредитного страхования. Автодилеры, заинтересованные в конкурентных ценах, навязывают банкам и страховым компаниям демпинговую политику.
До 90% всех средств от продажи автомобиля в кредит потребитель выплачивает через банк дилеру. «Банку приходится скромное вознаграждение в 10% от общей суммы сделки по продажи автомобиля», — отметил Григорьев. В свою очередь, банки компенсируют свое желание заработать на страховщиках и требуют с них до половины стоимости с каждого проданного полиса каско. В среднем в Москве и Петербурге, по данным «Ингосстраха», комиссия банка от стоимости полиса составляет 35%, а в регионах — 40%.
По словам первого заместителя генерального директора компании РОСНО Дмитрия Попова, особенно убыточным считается наиболее массовый сегмент новых кредитных автомобилей стоимостью $15–20 тыс.
Сейчас в подобных проблемах призналась только компания РОСНО. «Это не означает, что у других компаний хорошая статистика, — предает слова Григорьева «Интерфакс». — Просто РОСНО решилась публично заявить о своих убытках».
В 2007 году убыток СК РОСНО по автострахованию составил $40 млн.
По данным страховщиков, аварийные выплаты по автокаско составляют 70% от общей суммы денежных поступлений по этому виду страхования. Таким образом, высокая убыточность и большая комиссия банков делают для страховых компаний каско непривлекательным. Глава «Ингосстраха» заметил, что к этому дополнительно можно прибавить расходы на делопроизводство и работу специалистов компании, которые удорожают стоимость полиса.
Получается, что дилеры, заинтересованные в снижении цены проданного в кредит автомобиля, выбирают только те банки, которые готовы предоставлять невысокий процент по кредиту. Последние, в свою очередь, отыгрываются на страховщиках.
В страховых компаниях уверены, что проблему убыточности страховщиков можно решить только с помощью увеличения цены автокаско.
«Дилеров слишком мало, а очередь клиентов на автомобиль достигает одного-двух лет. Спрос очевиден, и они могут спокойно диктовать любые условия», — говорит заместитель директора центра страхования автотранспорта СК РОСНО Сергей Абалакин. Он также отметил, что цены на запчасти и услуги автосервисов постоянно поднимаются, соответственно, страховые компании больше выплачивают, хотя автосервисы не повышают качество работ. По словам Абалакина, с начала года многие крупные страховые компании уже подняли на 15–20% свои тарифы по автокаско. «Я уверен, что и в будущем стоимость полисов будут подниматься, все будет зависеть от рынка», — сказал представитель РОСНО.
Источник «Газеты.Ru», занятый в страховом бизнесе, пояснил, что такая ситуация с убытками возникла из-за того, что компании изначально «промахнулись» с тарифами на каско.
Многие крупные фирмы запускали масштабные проекты и акции, предоставляли большое количество услуг только для того, чтобы набрать страховой портфель. «Компании росли быстрее рынка, тарифы были ниже реальных «планок», и в качестве обратной реакции за полученных клиентов страховые компании терпят убытки», — рассказал собеседник.
Аналогичного мнения придерживаются эксперты, которые считают, что деятельность страховщиков направлена в первую очередь на увеличение клиентской базы, а не на положительный финансовый результат. «Сейчас многие страховые компании демпингуют, и это не дает возможность другим поднимать тарифы», — говорит аналитик департамента рейтингов финансовых институтов «Эксперт РА» Наталья Комлева. По ее мнению, тарифы могут измениться, когда компании прекратят захватывать рынок и договорятся через профессиональное объединение страховщиков.
Сейчас наиболее распространены договоры продажи машины в кредит на срок от 1 до 5 лет. К примеру, при покупке в кредит без первоначального взноса автомобиля ценой $10 тыс. банк взимает за свои услуги 10,5% в год, то есть за 5 лет автомобилист выплатит банку $12900. При этом в течение всего срока кредита хозяин автомобиля должен будет страховать каско (в среднем 10% от стоимости автомобиля). За 5 лет в сумме автомобилист выплатит страховщику немного менее половины от стоимости купленной машины. В то время как уже через три года машина потеряет от 20% до 40% своей цены.
Правозащитники уверены, что проблемы страховых компаний во взаимодействии с банками и дилерами не должны сказываться на потребителях.
«Во всем мире страховщики работают на грани прибыльности, и каско не должно быть сверхприбыльным, — считает лидер «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин. — Небольшой процент прибыльности по каско за рубежом считается большой удачей».
С правозащитником соглашается и лидер движения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. «Изначально, покупая автомобиль через банк, автомобилисту навязывают лишнюю услугу в виде страховки», — говорит Лысаков. Кроме того, в страховых компаниях распространены случаи, когда тарифы повышаются для определенных моделей, попадающих в зону риска по угону. При этом «автоматом» повышение стоимости страховки касается и новых, и старых моделей, которые ранее не были популярны у воров. В страховых компаниях называют это нормальным явлением.
«Безусловно, добровольное страхование позволяет страховщикам предлагать свои условия, — говорит Лысаков. — Но важно, чтобы люди, опасающиеся за свой автомобиль, не становились заложниками страховых компаний».
По его мнению, Федеральная антимонопольная служба должна проверить обоснованность повышения тарифов на каско.