Крупнейшие в мире сталелитейные компании объявили, что поднимают оптовые цены на прокат (сырье для производства кузова) для автопроизводителей, передают информагентства. Об удорожании своей продукции объявила крупнейшая в мире сталелитейная компания ArcelorMittal, а также несколько ведущих азиатских поставщиков. Так, Nippon Steel Corp. и JFE Holdings Inc. повысили оптовые цены на прокат на рекордный 31%, сообщает «Интерфакс». Об увеличении цен заявили также в южнокорейской Posco. Острее всего на рост цен отреагировали южнокорейские автопроизводители, специализирующиеся на выпуске бюджетных моделей.
Корейские производители говорят, что им будет непросто компенсировать себестоимость машин без удорожания.
«Рост цен на сталь и другие материалы привел к увеличению себестоимости моделей Hyundai более чем на $500 за штуку. Это повышение будет сложно покрыть за счет снижения других затрат», — передает слова вице-президента компании Ким Дон Чжина Bloomberg. Чуть раньше компании пришлось согласиться на 20-процентное повышение цен на узлы и детали, поставляемые ее смежниками.
В российском представительстве Hyundai «Газете.Ru» сообщили, что информации об удорожании моделей пока нет. Однако, как пояснили на ТагАЗе (выпускает у себя корейские модели Hyundai и SsanYoung), если решение об увеличении цен будет принято, оно коснется и машин российской сборки. «К нам на предприятие приходят уже готовые машинокомплекты — это штампованные детали, которые затем проходят через цеха сварки, окраски и сборки», — пояснила менеджер по связям с общественностью Мария Заволженская.
По словам аналитика ИК «Финам» Дениса Горева, в себестоимости готового автомобиля стоимость металла составляет порядка 30%, так что удорожание проката будет отражаться на стоимости машин в соответствующих пропорциях.
За счет грамотной ценовой политики в начале 2008 года Hyundai по продажам вышел в число лидеров. На фоне общего удорожания корейские машины почти не росли в цене и были наиболее конкурентными на отечественном рынке. В январе (данные Ассоциации европейского бизнеса) Hyundai Accent стал самой продаваемой иномаркой в России. Именно Hyundai, по оценке специалистов, отбирает «львиную долю» покупателей у российского «АвтоВАЗа». Однако, если корейские машины начнут дорожать, это может очень сильно сказаться на динамике продаж. Для бюджетных машин цена — определяющий фактор. Даже удорожание на $100–200 может оттолкнуть покупателей, считают аналитики.
Проблема удорожания стали коснется России в той же мере, что и всего мира в целом, считает специалист. «При свободном рынке металл будет уходить туда, где за него больше платят», — заметил Горев.
Автолист бывает двух видов — простой холоднокатаный и оцинкованный. По оценке аналитика ФК «Открытие» Сергея Кривохижина, в России холоднокатаный лист может подорожать до $980–1000/т, оцинкованный — до $1400–1450/т. «В зависимости от качества автолист стоит порядка $1000, и в текущем году наблюдается увеличение цен на него в районе 10–15%», — говорит аналитик «Финама» Денис Горев.
По его словам, в наименьшей степени проблема коснется предприятий, которые заключили долгосрочные соглашения с металлургами, например «АвтоВАЗа». «Стоит понимать, что российский автопром сейчас поддерживается государством, которое может ограничить чрезмерный рост цен на продукцию. При этом от удорожания стали могут серьезно пострадать иностранные производители, открывающие свои заводы в России», — заключает аналитик.
Кроме того, в понедельник «Объединение автопроизводителей России», в него входят «АвтоВАЗ», «КАМАЗ», ОАО «Русские машины», «Северсталь-авто», обратилось в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с жалобой на резкое повышение цен на сталь в России. «По некоторым важным позициям цены на сталь у нас растут даже быстрее, чем за рубежом», - рассказал «Газете.Ru» исполнительный директор Игорь Коровкин. - «Мы настаиваем на том, чтобы ведомство проверило сталелитейные компании на предмет умышленного сговора в вопросе ценообразования».