В прошлую пятницу на Горьковском автозаводе в Нижнем Новгороде на американском оборудовании началось тестовое производство новой модели Siber. Чтобы разместить около 300 роботов, цех сварки пришлось увеличивать почти в 3 раза. А для отладки техники и обучения людей в Нижний приехали специалисты из Канады, США, Австрии и других стран мира.
Новое производство качественно современнее, чем у «Волги», а внешне больше напоминает сборку отечественных иномарок на иностранных заводах.
Пока предприятие работает в одну смену. В день выпускается по 10–15 машин. К 2010 году предприятие рассчитывает каждые 3,7 минуты спускать с конвейера один автомобиль, тогда завод заработает на полную мощность с объемом выпуска 65 тыс. машин в год.
Всего производством Siber занимается около 500–600 человек в трех цехах (сварочный, окрасочный, сборочный) общей площадью почти 100 тыс. кв. м. Бригадиры и мастера «деликатных работ» (всего около 70 человек) прошли недельную стажировку в Австрийском Граце. Среди тех, кто трудится на новом проекте, около 70% рабочих, которые до этого собирали «Волгу». Средний возраст — 40 лет.
В сварочном цеху в основном работают мужчины. В окрасочном — преимущественно женщины. «В цехе сварки много тяжелой работы, ее по закону не могут делать женщины», — поясняет директор дивизиона легковых машин группы ГАЗ Леонид Долгов. Здесь вообще много того, что человеку делать трудно: необходимо технологичное оборудование. Поэтому 85% всей сварки делают роботы — 294 штук.
У тех, кто управляет сварочными машинами, форма темно-синяя, пропитанная специальным составом, чтобы уберечь кожу от искр. Со стороны многочисленные рыжие щупальца роботов, поднимающие в воздух детали кузова, бесконечно прикручивающие или сваривающие что-то, выглядят очень эффектно.
Между машинами внимательно следит за происходящим высокий плотный чернокожий мужчина в комбинезоне, с дредами, торчащими из-под бейсболки.
«Занимаюсь тут отладкой электроники, параллельно обучаю местных. Я приехал на ГАЗ несколько месяцев назад из Канады. Вообще-то, я работаю на одном из дочерних предприятий Magna. Платят столько же, но зато можно посмотреть такую экзотическую страну», — говорит рабочий.
В окрасочном цеху вход только по пропускам. Здесь работает около 700 человек, помимо Siber тут же красят в цвета металлик «Волги» и «Соболя» (мелкокоммерческие модели). Сотрудники окраски, как врачи, одеты в белые халаты.
После покраски автомобили перевозят в сборочный цех. Тут три этажа. Сборка начинается с верхнего: первым делом с окрашенных кузовов снимаются двери, затем кузова постепенно на специальном лифте спускают вниз. Молодые люди в серых костюмах наполняют металлические каркасы обшивкой и прочими «внутренностями». Машины подключаются, когда нужна особая точность, например при проклейке лобового и переднего стекол. «Это дело нескольких секунд», — рассказывает молодой специалист. Он один из тех, кто пришел на завод совсем недавно, сразу на Siber. «У меня годовой контракт. Хорошая должность», — говорит мужчина. У него два высших образования. На сборку он перешел из частной фирмы.
Среди сотрудников в отделе оценки качества почти 90% раньше работали на GM-AvtoVAZ.
Некоторые занимались отладкой сборки KIA на «ИжАвто». Но пока на испытательной площадке снова слышится английская речь. Здесь тестируют модели американские специалисты, которые помогают российским освоить импортную аппаратуру. «Наша компания сотрудничает с Magna на других проектах. Мы приехали на несколько недель, чтобы наладить тут работу», — рассказывает мужчина лет 50. Он уже почти седой и говорит очень размеренно: «Я могу с вами и по-русски объясниться. Дело в том, что я в России еще в школе учился. Знаю русский еще с тех пор».
«Наш канадский партнер к совместному предприятию отнесся очень серьезно. Прислал сюда специалистов со всего мира, но нам категорически не хватает наших специалистов, — жалуются на ГАЗе. — Многим интересно. Они надеются, что смогут использовать опыт работы с иностранным оборудованием для своей карьеры, но этого недостаточно».
Проблема нехватки кадров станет острее к осени. В сентябре завод начнет работать в две смены — число людей на конвейерах должно будет вырасти вдвое, чтобы к концу года каждый день собирать по 210 автомобилей. В три смены предприятие заработает только через два года. К этому сроку предприятие задействует 80% своей мощности.