В пятницу состоялось заседание Федеральной антимонопольной службы (ФАС), посвященное законности правил работы парковок в столичных аэропортах. ЗАО «БРК Инвест Лимитед» (Шереметьево), ЗАО «Домодедово Аэротель» (Домодедово) и ОАО «Внуково-Инвест» (Внуково) признаны виновными в нарушении ст. 10 закона «О защите конкуренции». В течение 10 рабочих дней ФАС выпустит предписание, по которому парковщиков обяжут изменить цены за стоянку на территории аэропортов и скорректировать порядок своей работы.
Работой «авиапарковщиков» в надзорном органе заинтересовались еще в середине 2007 года.
Многочисленные жалобы граждан на высокие цены и маленький интервал для бесплатной парковки спровоцировали проверку ФАС. Ревизоры установили, что за неполный час парковщики брали как за полный — 150 рублей в Домодедово и Внуково и 100 в Шереметьево.
Так же поступали, если машина простояла неполные сутки. А в бесплатный 15-минутный лимит времени автомобилисты не могли выехать с территории из-за очередей на выезд у турникетов оплаты. Инспекторы антимонопольной службы пришли к выводу, что парковщики злоупотребляют своим доминирующим положением. Сами компании с обвинениями не соглашались.
Однако с санкциями в ФАС не торопились. Вынесение решения растянулась на полгода, несколько раз окончательный вывод переносили на новое слушание. Наконец, по итогам последнего заседания решено, что плата за стоянку будет взиматься поминутно, а не за час, как раньше. «Парковщики изменят шаг временной тарификации», — пояснил «Газете.Ru» начальник управления по контролю и надзору на транспорте ФАС Константин Сенечкин.
Однако, по его словам, 15-минутный период для бесплатной парковки не будет повышен.
Синичкин отказался назвать новую стоимость парковки у аэровокзалов, заметив, что тариф снизится на основе экономического обоснования, которое будет в предписании через 10 дней.
Однако другой источник в ФАС сообщили «Газете.Ru», что цена за стоянку во Внуково и Домодедово снизится со 150 до 100 рублей за час парковки. Стоимость парковки в Шереметьево по-прежнему будет 100 рублей в час.
В пресс-службе аэропорта Домодедово «Газете.Ru» рассказали, что компания положительно относится к контролю со стороны ФАС. «Мы проанализируем решение антимонопольного органа и представим в ФАС для обсуждения компромиссный выход из ситуации», — пояснил начальник по взаимодействию со СМИ Эльдар Тузмухаметов. По его словам, у организации два выхода из ситуации — согласиться с предписанием либо оспорить его в суде. Однако путь, по которому пойдет аэропорт, по словам Тузмухаметова, будет известен не ранее официального получения предписания ФАС. Он уверен, что аэропорт вправе устанавливать цены на парковку самостоятельно: «Это распространенная практика, так поступают владельцы торговых центров и моллов. Они самостоятельно выбирают цену и условия стоянки на своей территории». По словам представителя пресс-службы, так поступают и в иностранных аэропортах. В пресс-службе Внуково также пояснили, что примут решение о дальнейших действиях после рассмотрения обоснований ФАС.
В Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) уверены, что парковщики на протяжении всего времени держали необоснованно высокие цены.
По словам председателя правления КонфОП Дмитрия Янина, в российских аэропортах стоимость парковки намного выше либо сопоставима с ценами с иностранных аэропортов. «В Будапеште в пересчете на рубли полчаса парковки обойдутся в 38 рублей, в Нью-Йорке в $3, в Берлине и Афинах не выше 3,5 евро», — рассказал Янин. При этом цены он называет завышенными, потому что средний достаток гражданина России не сопоставим с доходами жителей Европы и Америки. «Понятно, что для американца или европейца эти деньги мизерные в отличие от россиянина», — говорит Янин. По его мнению, себестоимость таких услуг в России не превышает 10 рублей за 1 час с одного машиноместа.
В КонфОП отмечают, что рядом с московскими аэропортами нет бесплатных альтернативных парковок. Ближайшая бесплатная парковка от Домодедово расположена на расстоянии 1 км, от Внуково — 4–5 км. «Аэровокзал работает круглосуточно, а общественный транспорт прекращает работу в 24 часа, — комментирует Янин. — Получается, ночью человек должен идти к машине пешком по шоссе». В конфедерации также пояснили, что на парковках московских аэропортов организации не несут ответственность за сохранность автомобиля.
«Охрана только для вида, в случае угона или царапины на автомобиле вы будете самостоятельно решать эти проблемы», — заметил председатель правления конфедерации.
Пока неизвестно, должны ли будут компании заплатить штрафы. Если такое решение будет принято, размер финансового наказания может достичь 15% от выручки за год, предшествующий совершению нарушения.