В пятницу началось производство новой российской модели ГАЗ Siber. Первые 500 машин компания оставит себе на «длительный тест», полгода--год, а в продажу автомобили поступят только с июня. Всего в этом году на заводе рассчитывают собрать 14 тыс. машин. Несмотря на то, что дилеры уже начали делать заказы, производитель держит в секрете цены на модель. Известно лишь, что ее стоимость будет варьироваться от $18 тыс. до $25 тыс. Большой седан D-класса, по мысли разработчиков, должен понравиться семейным мужчинам, которые предпочитают стабильность и комфорт экстремальному стилю вождения.
Siber сделан на платформе Chrysler JR41 — той же, что и у Chrysler Sebring предыдущего поколения.
Инженеры внесли около160 изменений в Sebring. Британское ателье UltraMotive скорректировал дизайн. У российского Siber изменилась форма фар, зеркал, бамперов. В салоне другие сиденья. Подвеска более жесткая, а клиренс выше на 2,7 см. Однако, по существу, это все еще американский автомобиль: коробка передач и двигатель родом из 2004 года, все остальное из 2001 года.
На тесное родство моделей указывает и созвучное «Sebring» название российской модели. «Мы провели серьезное исследование и выяснили одну очень интересную особенность российского человека. Наши потенциальные покупатели, в основном мужчины 35–45 лет, категорически не хотят, чтобы машина называлась по-русски», — поясняет директор по качеству «Группы ГАЗ» Жигалов Павел. Всему виной плохая репутация отечественного автопрома.
По словам Жигалова, россияне хотят, чтобы название подчеркивало — автомобиль производят из иностранных компонентов по импортным технологиям.
Платформу Sebring «ГАЗ» приобрел еще весной 2006 г. вместе с американским оборудованием завода Sterling Heights. По некоторым данным, российский производитель заплатил за обладание импортными технологиями в несколько раз выше, чем их рыночная стоимость. Всего из США к нам было перевезено около 3 тыс. единиц оборудования. Последнее было доставлено в декабре 2007 года. До конца февраля был завершен его монтаж.
Сегодняшний Siber на 17% состоит из деталей российского происхождения. В их числе: фары, бамперы, наружные зеркала, потолок, обивка дверей, центральная консоль, панель приборов, сиденья.
Но подавляющее число компонентов доставляется из США, в частности, двигатели и автоматические коробки передач.
Механические КПП делают в Китае. Из Европы и России в автомобиле около 200 деталей. Комплектующие для Siber выпускают в Испании, Словакии, Польше, Венгрии. «В том, что касается России, в большинстве случаев компоненты выпускают иностранные фирмы, пришедшие в страну: либо самостоятельно, либо в рамках совместных предприятий с российскими заводами. При этом чисто русских составляющих, за исключением колесных дисков, у Siber пока нет, — говорит директор дивизиона легковых машин «Группы ГАЗ» Леонид Долгов. — Российские детали, как правило, недостаточно качественные».
В ближайшие два года модель будет выпускаться только в кузове седан. Спрос на хетчбэки и купе в этом сегменте практически отсутствует, а потребность в универсалах недостаточная. Для Siber предусмотрено 3 модификации и два двигателя.
Мотор поменьше, 2-литровый, тот же, что и у нынешней «Волги».
Он идет в паре с «механикой». Силовой агрегат на 2,4 л предусмотрен только в сочетании с автоматом. Оба мотора соответствуют экологическим нормам Euro 3. В базовом варианте машина комплектуется кондиционером, двумя подушками безопасности, ABS, электроприводом сиденья водителя, аудиосистемой с шестью колонками, противотуманными фарами.
Ближайший конкурент Siber – корейский Hyundai Sonata. Среди косвенных соперников российской модели по цене – Ford Focus, по размеру – Toyota Corolla.
Уже через 3 года «ГАЗ» намерен провести рестайлинг модели. Полный жизненный цикл автомобиля должен составить 8 лет. К 2010 году завод намерен делать до 60–65 тыс. машин в год. К этому сроку количество деталей для Siber, сделанных в России, составит уже около 50%. Более дешевое российское производство позволит снизить и розничную цену на автомобиль, обещают в компании.
Не исключено, что со временем на базе Siber появятся еще несколько моделей: бюджетный автомобиль С-класса и среднеразмерный кроссовер. Решение о производстве первого уже принято. В том, что касается второго – его участь определится до конца года. Эти машины могут появиться примерно через 4 года. Тогда же «ГАЗ» может решиться на строительство в России собственного завода двигателей. Для того чтобы он окупился, необходимо делать не меньше 200 тыс. машин в год.