Во вторник на заседании столичного правительства была утверждена программа гаражного строительства в столице на 2008–2010 год. Согласно этому документу, только в 2008 году будут построены 125 тыс. машиномест. Заместитель руководителя департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы Константин Королевский пояснил, что новые гаражные здания будут строиться на месте уже существующих одноэтажных гаражей. Однако от строительства основательных, многоэтажных сооружений в департаменте решили отказаться из-за их дороговизны и сложности оформления. Теперь предлагается строить новые «легковозводимые многоэтажные конструкции». По словам Королевского, себестоимость места в таком гараже составит не больше 200 тыс. рублей.
Сейчас уже существует четыре типовых проекта подобных сооружений.
«Ширина машиноместа будет не менее 3,5 метров, и рядом будет прямая связь с администрацией», — рассказал чиновник. Королевский также отметил, что теперь на местах префекты смогут строить гаражи площадью до 5 тыс. кв. метров. Сейчас они могут самостоятельно строить только объекты до 1,5 тыс. кв. метров. По словам докладчика, это существенно ускорит темпы строительства.
Правозащитники сходятся в том, что, несмотря на все заверения чиновников об относительной доступности будущих гаражей, они будут стоить дороже. «Властям будет сложно сохранить заявленную цену в 200 тыс. рублей за место. Это только деньги на строительство (подготовку, работу и материалы), а каждая бумажная волокита и согласования существенно увеличат конечную стоимость», — считает заместитель руководителя московского отделения Всероссийского общества автомобилистов (ВОА) Михаил Дейкун. По его словам, в настоящий момент в Москве гараж можно приобрести по цене от 3 до $50 тыс. и выше, в зависимости от расположения и условий содержания автомобиля.
Лидер гражданского движения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков считает, что уже сейчас цена так называемых народных «гаражей» существенно завышена.
По его словам, сейчас власти строят гаражи, прозванные в народе «арбузятниками». На деле это огороженная сеткой земля и продают в ней места по $3–4 тыс., хотя их реальная цена $300.
«Когда будут построены новые гаражи, людям просто предложат приобретать машиноместа по дорогой цене, — говорит депутат Мосгордумы Сергей Митрохин. – Одно дело, что говорят чиновники, другое – что будет на самом деле». По словам депутата, подобная практика уже существует. «На Поклонной горе у людей отняли их гаражи и предложили покупать в другом месте за $30 тыс.», — поясняет Митрохин.
Кроме того, правозащитники уверены, что у автомобилистов могут возникнуть проблемы с получением мест в новых гаражах, после того как их гаражи снесут и построят новые здания.
По мнению Митрохина, у людей должны быть гарантии своих прав.
Для того чтобы защитить собственников гаражей, фракция «Яблоко», членом которой является Митрохин, подготовила в Мосгордуме «Проект закона о владельцах гаражей». Депутаты предлагают закрепить в законе равнозначные компенсации владельцам снесенных гаражей во вновь возводимых зданиях. При этом люди не должны доплачивать за новые места. Также предлагается дать приоритет ГСК перед иными заказчиками. «Другой инвестор может просто сэкономить на строительстве и сделать его некачественно», — поясняет Митрохин.
В свою очередь, Лысаков отмечает, что при строительстве новых гаражей власти обязаны предоставлять гаражным объединениям право на 25-летнюю аренду земли под зданием. «Иначе, как это у нас бывает, гараж дадут, а на следующий год не продлят аренду и заявят о том, что земля под зданием нужна под другие цели», — заключил Лысаков.