Автомобильные концерны прогнозируют нехватку в секторе поставщиков автокомпонентной базы для своих машин. О том, что в России недостаточно заводов по производству автокомпонентов, на конференции института Адама Смита «Автомобильная промышленность в России» заявила Хайди МакКормак, директор по развитию отделения General Motors CIS.
Производители жалуются на высокие производственные издержки. Российские чиновники предупреждают: эти расходы будут продолжать расти.
«Мы постараемся выдерживать баланс, но роста расходов на российских производствах полностью избежать не удастся», — замечает Максим Акимов, заместитель губернатора Калужской области.
Льготы на производство, которые российское правительство предоставило автомобильным компаниям, привлекли в РФ крупные концерны. В конце прошлого года открылись производства Volkswagen и Toyota. В ближайшие время в России заработает несколько крупных заводов по сборке иностранных Chevrolet, Opel, Nissan, Suzuki, Peugeot и Citroen. На начальном этапе все иностранные производители делают машины по принципу так называемой отверточной сборки: рабочие получают готовые машинокомплекты, из которых они собирают автомобиль. Однако в обмен на налоговые льготы для импортных автомобильных узлов иностранные предприятия затем обязаны перевести свои машины на детали российского производства, а также организовать у себя цеха по сварке и окраске машин. Многие детали автомобильные концерны сейчас покупают у производителей, которые специализируются на определенном виде автокомпонентов, а не разрабатывают самостоятельно.
МакКормак рассказала «Газете.Ru», почему для производителей очень важно сокращать затраты на доставку деталей для сборочных производств: «Доставка деталей удваивает стоимость производства. Куда рентабельнее исходить только из стоимости автомобильных частей».
По ее словам, интерес для производителей представляют крупные компоненты: бамперы, стекла, аккумуляторы, бензобаки, шины.
«Большие детали перевозить дорого. Мы бы хотели использовать аналоги российской сборки, но их недостаточно. Мы столкнулись с тем, что производителей комплектующих в России не хватает», — заметила представитель General Motors.
По мнению специалистов компании Ernst & Young, в ближайшие годы именно машины местной сборки обеспечат главный прирост российского рынка. Однако этот процесс может серьезно затормозиться из-за недостаточного числа заводов — поставщиков деталей и автокомпонентов.
«В России достаточно много поставщиков компонентов, — убежден аналитик «Церих Кэпитал Менеджмент» Роман Ткачук. — Проблема в том, что российские заводы не могут соответствовать высоким стандартам качества, которые предъявляют иностранцы».
МакКормак считает, что проблему могут решить иностранные предприятия. «Скорее всего, отечественные предприятия постараются привлечь к партнерству иностранные фирмы, специализирующиеся на производстве деталей для иностранных моделей», — говорит Ткачук.
По его словам, наиболее вероятный вариант развития событий — появление новых иностранных предприятий на базе российских заводов.
«Таким образом, иностранные предприниматели смогут всерьез сэкономить на стоимости обоснования в России, а наши заводы получат шанс выжить за свет доступа к современным технологиям по производтсту автокомпонентов», — заключил аналитик.
Проблема автокомпонентов особенно остро стоит на тех площадках, где нет возможности строить неподалеку от автомобильного сборочного предприятия заводы иностранных компаний-партнеров. К числу таких площадок, по словам Акимова, отчасти относится и Калужская область. Директор завода Тео Штрайт на церемонии запуска обновленного Ford Focus также рассказывал, что в компании испытывают проблемы с нехваткой российских поставщиков. «Ford инициировал целую серию «круглых столов» для решения этой проблемы. Мы стараемся объединяться с другими компаниями, которые строят сейчас свои заводы в области, чтобы привлекать партнеров более крупными заказами».
«Когда мы начинали в России с производства 25 тыс. машин в год в 2002 году, мы не могли даже предположить, что нам будет нужно настолько сильно увеличивать производство в дальнейшем. Иначе мы бы совершенно по-другому спланировали работу с поставщиками», — поясняет президент Ford в России Найджел Брэкенбери.
МакКормак признает, что у машин есть детали, которые можно было бы поставлять сразу нескольким автопроизводителям, но их не так много. «В свое время мы уже пытались объединиться с Renault и Ford, чтобы заказывать стекла для своих моделей у одного производителя, — замечает топ-менеджер. — Внешне наши машины были очень похожи, но когда дошло до нюансов, оказалось, что такое партнерство невозможно, так как стекла отличались слишком сильно, а делать разные детали производителю было невыгодно».