Год назад MINI во Франкфурт привез подарок самому себе — созданный к 45-летию первого универсала на базе Mini концепт. Ровно год спустя в том же Франкфурте появился серийный MINI Clubman — пятидверная версия легендарного малыша.
Обычно пять дверей — это четыре по бокам и одна сзади. У Clubman все не как у других. По бокам у него только три двери, а вот сзади — две. Одна девушка на премьере машины в Мадриде сказала, что она похожа на катафалк. Ну, по крайней мере, это даст вам понять, как выглядят задние двери.
На что еще похож Clubman? На новый MINI. В нем гораздо больше «нового», чем в том, который был показан около года назад, как следующее поколение легенды. Этот не спутаешь с прошлым хотя бы потому, что он длинный. А вот лишние двери замечаешь во вторую очередь.
Дверь для задних замаскировали так же, как у Mazda RX8, — снаружи ручек вы не найдете, лишь шов.
Но дверь все же есть, она открывается в противоположном привычному направлении и ставит прохожих в тупик. MINI всегда был «айстопером», ну а этот заставляет шеи прохожих вертеться с удвоенной силой.
Конечно, лишняя створка облегчила посадку, но если у вас радикулит, назад лучше не соваться — сиденья все равно находятся глубоко и не на одном уровне с проемом двери. Просто лаз стал шире, но гибкость для посадки по-прежнему нужна. А вот после того, как залезешь, уже можно расслабиться. Это раньше задний диван MINI навязывал пассажирам строго определенный набор поз, теперь же там можно даже лениво развалиться. Говорят, над этим работали парни из Rolls-Royce. Наверное, для них это было все равно, что придумывать интерьер для бардачка Phantom.
Но шутки-шутками, а сидеть удобно. Двоим там будет комфортно. Правда, есть еще и пятиместная версия, но так как в ширине машина не прибавила, понятно, что третий пассажир дивана должен быть очень тонкой личностью. На этом о заднем диване закончим. И так много чести. MINI — на то и MINI, что ее главная работа — радость того, кто за рулем, остальных пассажиров она просто терпит. Вопрос номер один был в том, насколько прибавка комфорта и пространства уменьшит то самое эгоистичное удовольствие водителя. В уравнении фигурировали такие цифры как +24 см длины, +75 кг веса и +2 двери.
Замечу сразу: оказываясь за рулем, попадаешь в старый добрый «минимир» и тут же забываешь о том, что теперь за спиной железа стало больше.
Пухлый тяжелый руль, авиационные тумблеры на центральном тоннеле и потолке, огромный спидометр — все мы это видели и помним. Единственное, что оттягивает момент старта — неудобная регулировка спинки кресла. Ручка расположена с правой стороны кресла, а места там мало, и кисть норовит застрять прежде, чем сделает спине удобно.
Зато когда мука с креслом кончена, наступает долгожданное — ручка четко перескакивает на первую передачу, и 175-сильный Cooper S увлекает в свою любимую забаву. Горный серпантин. Спасибо вам, испанцы, за эти повороты — MINI каждым своим маневром высмеивает ограничения скорости. Какие 40 км/ч, когда ее сдвинуть с заданной траектории примерно также просто, как вагон с рельсов?! Никакого непонимания между водителем и машиной. Жесткая подвеска и информативная баранка с каждым новым виражом делают улыбку на лице шире, а количество адреналина в крови больше.
MINI теперь заводится кнопкой за пару секунд, но водителя за рулем она заводит еще быстрее.
Через час кручения по горным штопорам я вспомнил, что машина-то стала длиннее, чем была. Но вспомнил просто потому, что мимо проехала такая же. На поведении и драйве растягивание MINI никак не сказалось. Никак! Так что Clubman — это просто выбор в пользу более удобного в хозяйстве кузова, но выбор не компромиссный. Едет машина все так же и, клянусь ее разгоном до 100 км/ч за 7,6 секунды, перерождение в универсал не сделало ее более семейной.
Ну что такое багажник объемом 260 литров? Одна поездка в супермаркет. Впрочем, с обычной MINI хождение меж стеллажей должно было проходить с оглядкой на еще менее вместительное место для пакетов — там-то всего 160 литров. Зато погрузка вещей через распашные двери очень удобна, как и подпол в багажнике, и карманы в дверях. Кстати, открытые двери не загораживают задние фонари, так что не стоит бояться, что вас не заметят на темной обочине, пока вы будете возиться с вещами.
Из 24 сантиметров прибавки задним пассажирам досталось восемь, и ноги это чувствуют, хотя бы потому что теперь колени не трут кресло впереди сидящего. Сами сиденья удобные и не лишены боковой поддержки. Так что если водитель решит, что пора устроить MINI-ралли, сидящие сзади получат поддержку, а не удары крышей и стойками по голове. В пробке прибавка в комфорте нахождения в салоне тоже в тему. Жаль, что к нам не будут привозить машины с другой «пробочной игрушкой» — системой Auto Start-Stop. Она в пробке глушит двигатель всякий раз, когда рычаг КПП переходит на «нейтраль», а нога отпускает сцепление. Стоит вновь нажать педаль, и машина оживает. Смешная штука — первое время я не понимал, что происходит и почему я глохну, но потом разобрался и углубился в изучение подробностей ноу-хау.
Работает все это так, что на парковке MINI не будет глушить мотор, пока вы готовитесь заехать задом в образовавшуюся между машин щель — в общем, умная штука.
Даже слишком. Она, например, еще и думает об аккумуляторе — если в нем осталось менее половины энергии, Start-Stop возьмет тайм-аут и не будет работать, пока батарея не зарядится. Она не станет насиловать машину, если у той на полную работает печь или кондиционер.
Премудростей много, а вот результата — мало. Даже в городском режиме это даст менее 5% экономии топлива. У меня, например, средний расход был более 10 литров на 100 км. Значит, умный компьютер смог бы сберечь для меня чуть менее полулитра бензина. Маловато будет!
Впрочем, как я уже сказал, границу России эта штука не пересечет — бензин у нас паршивый. Правда, есть у MINI и еще один способ экономии — на экране перед носом водителя появляются подсказки с номером передачи, которая в настоящий момент будет оптимальна. Всего их тут шесть, и на трассе машина всегда будет требовать последнюю. Впрочем, даже на шестой передаче и на скорости сильно «за сто» все в салоне чувствуют, когда водитель шевелит правой ногой. Машина продолжает отзывчиво ускоряться, стремясь к своим максимальным 224 км/ч. При этом ревет она именно так, как того ждешь, — призывно и хищно. Правда, на парковке возле заведенной машины кажется, что могла бы она работать и потише, но, с другой стороны, не вижу ни одного повода запретить MINI Cooper S Clubman заявлять о себе в полный голос.