Россияне стали тратить больше денег на покупку автомобилей. Как показывают данные Федеральной таможенной службы (ФТС), за первые семь месяцев текущего года отечественные автолюбители потратили почти в два раза больше денег на импортные легковушки, чем год назад. С января по июль россияне приобрели в полтора раза больше машин (831,9 тыс. шт.), чем за тот же период прошлого года, заплатив за них около $11 млрд против прежних $6,2 млрд.
В Россию привозят машины примерно из полусотни стран мира. Многие попадают к нам из экзотических мест. По российским дорогам гоняют бразильские, иранские, португальские, мексиканские авто. А всего, по данным ФСТ, за семь месяцев 2007 года в РФ было привезено 746 тыс. новых и старых иномарок из дальнего зарубежья, а остальные 85,9 тыс. прибыли из СНГ.
Основной объем импорта — около трети — приходится на подержанные автомобили из Японии.
Средняя стоимость одного такого автомобиля составляет $12 тыс. Среди прибывающих с востока машин в основном праворульные, которые попадают в Россию через Владивосток. Трех-пятилетние автомобили, разработанные специально для внутреннего японского рынка, традиционно пользуются у отечественных автолюбителей хорошим спросом.
Усилили свои позиции в России корейские производители. С начала года из Южной Кореи было привезено около 70 тыс. автомобилей средней стоимостью около $10 тыс. Речь идет о бюджетных моделях Hyundai и KIA. После того как пару лет назад цены на них выросли, эти марки стали терять свои позиции. Однако, придержав разгон цен, корейские производители стали постепенно возвращать себе покупателя. Быстро набирают обороты и китайцы, которые завоевывают клиента за счет низкой стоимости. Но главным поставщиком дешевых машин остается СНГ, в основном отсюда идут узбекские Daewoo Nexia и украинские Chevrolet Lanos.
Дорогие же машины приходят в РФ из Западной Европы — Германии, Великобритании, Испании, Франции. Больше всего россияне доверяют немцам и англичанам. В этом сегменте средняя стоимость достигает $20 тыс. В большинстве случаев речь идет о новых машинах, хотя и секонд-хэнд из Старого Света российские автомобилисты хорошо берут. Ровные дороги, умеренный климат и хранение в гаражах позволяет европейским «старушкам» держаться лучше, чем «молодухам» из развивающихся стран. Россияне по-прежнему готовы платить за 3–5-летние «Ауди» и «Мерседесы» больше денег, чем за новый автомобиль менее престижной марки.
Аналитики считают, что люди стали тратить больше денег на иномарки по целому ряду причин. «Благосостояние растет, отсюда возникает быстрый рост в премиум-сегменте. Он существенно превышает общие показатели по иномаркам», — сообщает директор Национального агентства промышленной информации Татьяна Арабаджи. По данным за 2006 год, это опережение составляло 5%. Другая причина — общее удорожание автомобилей. Новые модели, появляющиеся на рынке, с каждым годом становятся все более укомплектованными, а вместе с числом новых опций растет и минимальная стоимость автомобиля. Кроме того, бюджетные модели по-прежнему остаются в дефиците, а чтобы не ждать машин по полгода-год, люди покупают более дорогие комплектации.