Сейчас российский первичный авторынок по темпам роста уступает только китайскому и американскому. Высокий спрос на новые машины среди россиян подстегивает активность со стороны иностранных автопроизводителей, которые торопятся привести в РФ новые модели, в спешном порядке строят у нас свои заводы. Вместе с тем, предполагается, что высокие показатели России недолговечны, и с насыщением рынка они постепенно начнут сокращаться. Недавно было опубликовано сразу два отчета российских автомобильных аналитических агентств. Как оказалось, эксперты расходятся во мнениях относительно потенциала российского авторынка.
Согласно отчету экспертов компании «Гортис», если предположить, что Россия продолжит развиваться по европейскому образцу, в том числе и в плане зарплат, в ближайшие пару лет российский рынок вырастет в 2-2,5 раза. А в максимальном варианте ежегодные продажи достигнут 5-5,5 млн машин в год. Таким образом, Россия сможет стать одним из самых крупных европейских рынков, где на тысячу человек будет приходиться в среднем 38-39 новых машин.
Пока же, по итогам продаж новых автомобилей в 2006 году, на 1000 россиян приходилось в среднем 16,7 машин.
Тогда как для Германии это соотношение составляет 42,1 шт., в Италии и Великобритании — 39,7 и 39,1, а в Испании и Франции на тысячу жителей приходится 34 и 33 автомобиля.
С тем, что Россия станет первой в Европе, в ближайшие несколько лет соглашаются и американские эксперты. Так, представительство GE Plastic (дочернее подразделение General Electrics) в своем отчете сообщает, что к 2011 году российский рынок станет самым большим в Европе. Через несколько лет, по прогнозам американцев, российские автомобилисты будут тратить около $96 млн. Глава российского представительства «Форд» Хенрик Нензен (в интервью Automotive News) был чуть более сдержанным в оценках России. По его мнению, РФ станет самым крупным автомобильным рынком в Европе только к 2012 году.
Но есть и менее оптимистичные прогнозы. По данным российского аналитического агентства «Автостат», так как темпы роста российского авторынка будут постоянно снижаться, к 2011-2012 году на территории РФ будет ежегодно продаваться не более 3,8-4,2 млн новых легковых автомобилей.
Эксперты считают, что сравнивать европейские страны с Россией нельзя из-за разной покупательской способности населения.
Они резонно замечают, что российский уровень жизни еще нескоро можно будет сравнивать с западным. Низкие зарплаты частично компенсируются кредитными программами. Однако возможности кредитов постепенно себя исчерпывают.
И хотя, положительная тенденция существует, пока доходы основной части населения России значительно ниже, чем в европейских странах. Догнать и перегнать Европу мы сможем не раньше чем через 8 лет (к 2015 году). Впрочем, для России прогнозировать на такие длительные сроки не берется никто. Поручиться, что за все это время в стране не будет никаких финансовых потрясений, банковских кризисов и прочих «неприродных катаклизмов» некому. Кроме того, как отмечают в «Автостате», даже предельно сильной экономике в одиночку не обеспечить России лидерство. За эти годы должна выправиться демографическая ситуация: снизиться смертность, увеличиться средняя продолжительность жизни и вырасти рождаемость. Только совокупность этих факторов поможет России стать самым крупным автомобильным рынком в Европе. В таком случае, к 2015 году, автомобильная Россия будет уступать лишь Америке и Китаю.