Одно из самых ярких автомобильных воспоминаний юности у меня связано с Nissan. Дело в том, что в начале 90-х годов прошлого века, когда по российским дорогам колесили в основном отечественные машины, мне посчастливилось поймать частника на иномарке. Для меня это было открытие. Кто же тогда мог подумать, что кожаный салон — это не сморщенные чехлы на шнурках, а настоящие кресла, как дома, только еще лучше? В то время мне, конечно, было известно, что такое кондиционер, но то, что приятная прохлада в салоне иномарки — дело рук этого аппарата, а не результат долгой стоянки в холодном каменном гараже, мне тогда не пришло в голову. Также странным показалось, что машина едет с выключенным двигателем (тишина в салоне была, как под водой). Потом водитель щелкнул чем-то на руле, и, будто с неба, страшный голос с акцентом произнес: «Йа и мой пёс слюшайэм «Эм-радио». Это уже был перебор для трех последних минут моей жизни, и остаток пути прошел в беспамятстве. Только оказавшись опять в привычной духоте улицы, я пришла в себя и тут же начала искать на машине ее название. Буквы на крышке багажника гласили: Nissan Maxima. Вот это автомобиль, подумалось мне. Теперь есть о чем мечтать.
Прошло 15 лет
За эти годы я выучилась и стала журналистом, теперь я взрослая (иногда даже кажется, что почти пожилая), и вокруг почти не осталось «чудесных» машин отечественного производства.
Никого уже не удивляют не только кондиционеры, но и холодильники, кофеварки, телевизоры и DVD-проигрыватели, установленные в автомобиле. Но то, первое знакомство с автомобильным прогрессом навсегда запечатлелось в моей памяти.
А рассказываю я это вот к чему. На днях получаю приглашение на презентацию новой модели бизнес-класса Nissan Teana и думаю: а куда же денется моя любимая Maxima из этого класса? Как всегда, ответ ищу в интернете и узнаю, что Teana станет на смену Maxima. Как вы думаете, какие чувства у меня могла вызвать весть о том, что моя первая автомобильная любовь больше не будет выпускаться? Конечно, ревностный гнев. И я решила, что должна во что бы то ни стало поехать и посмотреть, что это за Teana такая.
Первая встреча
Я уверена, что в компании Nissan прогнозировали недоумение автомобильной общественности в связи с таким крутым виражом в бизнес-классе компании. Видимо, именно поэтому российских журналистов было решено познакомить с Teana за месяц до начала официальных продаж. Нас везли к месту встречи, сохраняя информацию о машине в тайне.
Первый же вопрос представителям Nissan, конечно, касался причины ухода с рынка раскрученного бренда Maxima, который в 2008 году мог бы отпраздновать 20-летие, и прихода взамен ему нового, неизвестного.
Ответ растворил мои возмущения и поставил все на свои места. «Модель Maxima очень удачно продавалась на российском рынке и занимала лидирующие места по продажам среди автомобилей в своем классе. Но в последние годы она стала терять популярность. Чтобы восстановить позиции в бизнес-классе и на равных конкурировать с Volvo S-80, BMW 5 Series, Audi A6, Toyota Camry, было решено представить на рынке абсолютно новую модель — Nissan Teana», — сказала менеджер по связям с общественностью компании Nissan Татьяна Натарова.
Справедливости ради стоит упомянуть, что Maxima все же отметит свой юбилей. Ее североамериканская версия, кстати, более шикарная, чем европейская, с успехом продается и сегодня.
Teana оказалась не совсем новинкой. С правым рулем ее уже знают японцы. Также Teana по лицензии выпускается в Китае и Южной Корее. Созданная на платформе Nissan Murano, Maxima и Altima, модель даже успела пережить рестайлинг. Но, по заявлению представителей Nissan, в Россию будут поставляться автомобили только японского производства. Безусловно, такое решение правильное, так как с китайскими и корейскими «ниссанами» будет невозможно составить конкуренцию названным выше моделям-соперницам. Японцу же эта задача будет по плечу.
Вернемся к нашим «теанам»
После короткого инструктажа нас подвели к ним. Пять невиданных ранее в России моделей Nissan ждали нас возле отеля. Но мне показалось, что американская Altima, которую я видела в Москве, очень похожа на Teana. Тогда можно сказать иначе: пять невиданных ранее в России официальных моделей Nissan. На выбор можно было взять либо топовую версию с 3,5-литровым мотором и вариатором, либо версию чуть попроще — с 2,3-литровым двигателем и обычной АКПП.
Конечно, я застолбила серебряную красавицу с черным кожаным салоном и объемом побольше.
Итак, мы расселись по машинам, и сразу начался поток впечатлений. Самое первое — ключ не нужно вставлять в замок зажигания. Он просто лежит в кармане, а заводить мотор надо поворотом специальной ручки под рулем — у меня дома есть обогреватель «ветерок», вот у него точно такая же ручка-крутилка температуру устанавливает. Сиденье регулируется в восьми положениях рычажками с электроприводом, которые запоминают положение сиденья для трех водителей. А когда глушишь машину, сиденье само отъезжает назад, чтобы выходить было удобнее.
Приборная панель в отличие от брата по платформе Murano смотрится единым целым с торпедо. Только вот не смогли конструкторы Nissan не вставить хоть что-нибудь в приборку так, чтобы не казалось, что это от другой машины.
В нашем случае электронный одометр напоминал скорее советский калькулятор, чем модную примочку на современном автомобиле.
Ниссановцы, видимо, решили, что лишняя информация водителю ни к чему, поэтому не стали выводить на панель данные с градусника, показывающего температуру двигателя, а также шкалу давления масла и зарядку аккумулятора. Хотя, по мнению мужчин, желание абстрагировать водителя от автомобиля и даже самого процесса вождения все-таки должно иметь пределы. Мол, за нас и так уже переключают передачи, тормозят, включают щетки — очистители стекла, борются с бездорожьем и многое другое. Такими темпами скоро и приборная панель не понадобится — останется только спидометр. А по-моему, это не так уж и плохо.
Кстати, датчика дождя в Teana не оказалось. Зато у нее были 17-дюймовые легкосплавные диски, массажное переднее пассажирское кресло, светодиодные задние фонари, биксеноновые фары, 2-зонный подогрев задних сидений и, наконец, камера заднего вида, которая выводит изображение на цветной монитор в центральной консоли автомобиля. Камера заменяет парктроник, которого почему-то в машине нет. Если включить заднюю скорость, на экране монитора появляются стрелочки — зеленые, желтые и красные — поверх изображения с камеры.
Сдаешь назад: если бампер задней машины в районе зеленых стрелочек — все в порядке, а когда подбираешься к красным, водитель сзади начинает нервно гудеть.
Забегу немного вперед и расскажу про массажное кресло, которое я испытала, как только появилась возможность. В общем ничего особенного. Конечно, приятная функция, но агрессивные движения жестких массажных элементов, встроенных в спинку сиденья, не дают расслабиться, и после пяти минут массажа хочется закончить процедуры и развалиться в кресле. Кстати, задние пассажиры Teana тоже не были обделены вниманием — все-таки это машина бизнес-класса, на которой должны ездить бизнесмены с водителем (хотя в таком случае осталось загадкой, почему массажер установлен на переднее пассажирское сиденье). В подлокотнике, расположенном в центре спинки заднего дивана, встроены кнопочки управления магнитолой, подогревом задних сидений, а еще с них можно опустить шторку заднего стекла.
Ну, пора в путь. Ставим рычаг на Drive и вперед. На инструктаже нам говорили, что двигатель мощный, переключения передач нет и поэтому скорость набирается незаметно. Тогда я не придала этому значения, подумала, что реклама, но стоило только притопить педаль газа, как в считанные секунды пейзаж стал стремительно проноситься мимо. Смотрю на спидометр, а там 160. Одного этого было достаточно, чтобы поставить зачет Teana за динамику, но в голове уже зародилась идея посмотреть, какую максимальную скорость она может развить. Моей целью стал длинный прямой отрезок пригородной трассы, на которой можно было вдавить педаль в пол. Добравшись до места, я начала забег.
Газ до отказа, стрелки спидометра и тахометра синхронно идут вверх: 100, 150 км/ч. На 6 тыс. оборотов тахометр останавливается. Далее машину разгоняет вариатор: 200, 220, 220, 220 км/ч.
Электроника, как строгая мама, увидавшая показания спидометра, решила, что быстрее ехать не стоит, хотя у машины чувствуется потенциал.
Ну что ж, максимальная скорость достигнута, теперь нужно посмотреть на маневренность. Найдя свободную асфальтовую площадку, я приготовилась немного пожечь резину, но все мои усилия сводила на нет система курсовой устойчивости. Надо ее отключить, подумала я и нажала на нужную кнопку. Результат оказался непредсказуемым: кнопка убежала от моего пальца, завалившись в недра панели приборов. «Оп-па… Это не я! Так и было!» — мелькнуло в голове. «Стыдно», — сказало второе я. Пришлось послушать внутренний голос, покраснеть и запустить руку под торпедо в районе педалей, чтобы вытолкнуть кнопку обратно. Операция удалась. Кнопка была на месте, курсовая устойчивость выключена, а Teana была готова зажечь. Вот когда открылось еще одно достоинство вариатора. Из-за отсутствия даже малейшего замедления для переключения передач и благодаря могучему 245-сильному мотору машина, кажется, бесконечно способна шлифовать асфальт буксующими колесами. Она задирает нос и, выбрасывая пыль из-под колес, стремительно исчезает из виду.
Теперь маневренность. Опять нажимаю (но уже аккуратно) выпадающую кнопку, активируя электронику, и пытаюсь пустить машину в занос. Как ни странно, мне это удалось. Причем действия системы стабилизации были ощутимы, и, по всей видимости, этот грешок надо записать на счет резины, сорвавшейся в не очень крутом вираже на скорости 80 км/ч. На этом полевые испытания были закончены. Причем за девять часов за рулем Teana я так и не почувствовала усталости.
Жаль «Максимку»
И все равно грустно, что Nissan Maxima больше не будет продаваться в России. Как бы там ни сложилась ситуация на автомобильном рынке, а «Максимка» всегда был одним из лучших в своем классе. Но с другой стороны, наверное, пришло время менять форварда. Опытные и заслуженные должны уступить место молодым и энергичным. Тем, у кого много сил для борьбы за пальму первенства. В конце концов, победа на рынке определяется не сентиментальными воспоминаниями. Конкуренты у Nissan Teana тоже сильные, красивые, полные опций, за ними также стоит целая армия рекламщиков, маркетологов и аналитиков, которые определяют пути их продвижения на рынке. А рынок в свою очередь расставляет всех претендентов по местам. Я думаю, что у Teana есть все данные для того, чтобы занять заслуженное место среди лидеров автомобильного бизнес-класса.