Автор законопроекта, предусматривающего изменения почти всех статей 12-й (автомобильной) главы кодекса, член Совета федерации Сергей Шувалов объясняет необходимость ужесточения наказаний за нарушения правил дорожного движения тем, что в России после изменений КоАПа 2002 года начало расти количество автомобильных аварий. По данным ГАИ, за последние годы число людей, погибающих на дорогах, возросло на 15%, причем только за 2005 год эта цифра увеличилась на 6%. Ежедневно в авариях гибнет около 100 человек. Количество раненых растет еще быстрее — на 40% за несколько лет. Ущерб от ДТП в России в прошлом году составил 65 млрд руб. Причину «резкого снижения дисциплины» водителей и их «агрессивного поведения» на дорогах Шувалов видит в том, что после изменений 2002 года у водителей не осталось причин соблюдать ПДД и платить штрафы, потому что гаишники перестали отбирать права до их уплаты. По его мнению, это подтверждает и то, что собираемость штрафов с 2002 года снизилась на 58%.
Поправки в КоАП сенатора Шувалова не ограничиваются возобновлением практики изъятия водительских удостоверений, они предусматривают практически полное возвращение к прежней редакции кодекса, только с резким повышением почти всех автомобильных штрафов.
Если закон примут, превышение скорости, например, от 40 до 60 км/ч будет стоить вместо 300 руб. — 1 тыс., а превышение более чем на 60 км будет караться штрафом 20–25 МРОТ (по текущему курсу — 2–2,5 тыс. руб.) или лишением прав на срок от шести до двенадцати месяцев (сейчас на два — четыре месяца). Проскочить перед поездом через закрытый железнодорожный переезд обойдется в 2–2,5 тыс. руб. вместо 500. Символический штраф 100 руб. за проезд на красный увеличат до 500–1000 руб. и даже начнут лишать за это прав на срок от одного до трех месяцев. В последнее время гаишники много говорят о том, что резко увеличилось количество аварий из-за выезда на встречную полосу. Решить эту проблему, по мнению Шувалова, сможет ужесточение наказания — штраф «за встречку» будет 2–2,5 тыс., или лишение прав на срок от полугода до года. Кроме этих поправок в законе предусмотрено повышение штрафов за езду с непристегнутыми ремнями безопасности (с 50 руб. до 100), за невыполнение требований разметки и знаков (с 50 руб. до 300) и ужесточение наказания пешеходов или пассажиров, нарушающих правила (с 50 до 300–500 руб.).
Шувалов предлагает возродить статью, предусматривающую наказание злостных нарушителей, балльную систему наказаний.
Каждое нарушение предлагается оценивать по пятибалльной шкале. Когда водитель наберет 15 баллов, он, как в рекламных акциях крупных компаний, получает приз — в нашем случае штраф 2–2,5 тыс. руб. или лишение прав на срок от полугода до года.
Существенные изменения предлагается внести в процедуру прохождения медицинского освидетельствования «на пьянку».
<1>Во-первых, предлагается сделать эту процедуру не сугубо медицинской, а снова разрешить гаишникам проверять подозрительных водителей на месте. А во-вторых, давно уже пора внести ясность с тем, какого водителя считать пьяным, а какого нет. «Под состоянием опьянения следует понимать наличие алкоголя в концентрации 0,5 и более промилле в крови (слюне) человека», — говорится в законопроекте. Но алкоголь на всех влияет по-разному, и одна и та же доза одного веселит до состояния «эх, прокачу!», другому только румянит щеки. Чтобы не грести всех выпивших под одну гребенку, судьям будет предоставлен выбор лишать водителя прав или просто оштрафовать на 2,5 тыс. руб.
Бывший глава ГАИ России сенатор Владимир Федоров убежден, что резкое повышение штрафов действительно необходимо. «С одной стороны, повышение штрафов дает новое поле для коррупции, — считает Федоров. — Но, с другой, если увеличить штраф за езду с непристегнутым ремнем безопасности до 3 тыс., человек заплатит взятку один раз, второй, на третий он уже точно пристегнется — просто из жадности». Он также полностью согласен с инициативой наказания злостных нарушителей, но не приемлет возобновление изъятия прав до уплаты штрафа: «С точки зрения собираемости штрафов, это действительно эффективно».
«Отменить практику изъятия прав до уплаты штрафов было инициативой МВД, потому что мы поняли, что нельзя так издеваться над людьми, — вспоминает генерал Федоров. — Все взятки крутились именно вокруг этого изъятия, потому что люди не хотели стоять в очередях, чтобы забирать свои права, и им проще было заплатить на месте».
Депутат Госдумы Виктор Похмелкин, напротив, убежден, что штрафы повышать не нужно и законопроект Шувалова принят не будет. «В этом законе слишком много глупостей и неточностей. И вообще, нет смысла увеличивать штрафы и не повышать зарплату инспекторам ГАИ», — говорит Похмелкин.
Законопроект пока не прошел профильных комиссий и не получил отзыва правительства России. Только после этих процедур он может быть назначен к первому рассмотрению. Что бы ни утверждали здравомыслящие законодатели, исходя из общей тенденции всеобщего закручивания гаек в автомобильном законодательстве у ретро-поправок в КоАП есть хорошие шансы пройти Думу, Совет федерации и попасть на стол президенту.