«За последние годы число людей погибающих на дорогах возросло на 15%, причем только за последний год эта цифра увеличилась на 6%. То есть ежедневно в России в авариях гибнут около ста человек. Количество раненых растет еще быстрее — на 40% за несколько лет. Ущерб от автомобильных аварий в прошлом году составил 65 млрд. руб.» — так открывал всероссийский семинар-совещание руководителей региональных управлений ГАИ и МВД «По вопросам совершенствования деятельности дорожно-патрульной службы ГАИ России» зам начальника этой самой ГАИ России Павел Бугаев. Основной причиной роста аварийности он считает неэффективность законодательства - в каждом восьмом ДТП, по данным Бугаева, виноват пьяный водитель, в каждом седьмом — водитель вообще не имел права управлять автомобилем. Кроме того, в последнее время сильно увеличилось число аварий с выездом на встречку.
Все дело в судьях
Начальник управления правового регулирования ГАИ России Владимир Кузин рассказал о последних достижениях федеральных гаишников: внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) ужесточающие наказание за езду без номеров, за незаконно установленные «мигалки» и «крякалки» и как теперь на практике все это можно применять.
«Вот, например, световые сигналы, которые устанавливают на капоте, сильно мешают обзору, поэтому их быть не должно. Яркие такие синие, а я тут недавно даже зеленые видел», — поделился с коллегами Кузин. Милиционер считает, что в высокой аварийности виновато не только несовершенное законодательство, а еще и судебная система. «Когда смертность в авариях с «пьянкой» стала уже просто немыслимо высокой, мы внесли поправки в КоАП и пьяных стало меньше на 15%», — сказал Кузин. -
«А суды, вместо того чтобы лишать прав все 100% пьяных водителей, как предусматривает Кодекс, отбирают права только у 56,5%».
Судья Верховного суда РФ Владимир Соловьев, который тоже принимал участие в семинаре, заметил на это, что «судьи были бы не прочь наказать всех нарушителей, но гаишники передают в суды некачественно составленные материалы. Пленуму Верховного суда, который проходил в марте, даже в своем постановлении перечислил, что должно быть в административном протоколе - настолько они у вас все разные». Соловьев пообещал так же, что осенью должен начаться еще один пленум уже целиком посвященный 12 статье КоАП (эта статья устанавливает наказание за нарушение ПДД - «Газета.Ru»), но поскольку работы с ней будет много, раньше весны нового постановления ждать не стоит.
Гаишника легко осчастливить
Владимир Кузин, тем временем рассказал о том, каких еще изменений к лучшему ждать гаишникам. По его словам, про поправки в закон «О безопасности дорожного движения», предусматривающие отмену рукописной доверенности, никто не забыл — они ждут отзыва правительства России.
Если поправки примут, закон ограничит в свободной выдаче доверенностей тех владельцев, у которых оформлено ОСАГО без ограничения к управлению машиной. Им придется ехать к нотариусу, чтобы дать кому-то покататься на своей машине.
«А всех остальных водителей и так ограничивает полис ОСАГО, в который можно вписать только несколько фамилий, — поясняет Кузин. — Им нотариально заверять еще и доверенность для этих нескольких человек будет не нужно». Кроме того, Мособлдума уже передала для согласований в федеральную думу пакет поправок, предусматривающий разрешение гаишникам брать штраф до ста рублей на месте (в сегодняшней редакции законодательства это разрешение прописано туманно - «Газета.Ru»). Также на месте, предлагают проводить медицинскую экспертизу на трезвость, правда, только при согласии водителя. За это предложение вступился представитель ГАИ Ненецкого автономного округа -
«У нас ближайший врач за триста километров от поста. Пока его два часа по морозу везешь, он уже трезвый как стекло на экспертизу приезжает, хоть ему снова наливай, — обрисовал проблему представитель ненецкой автоинспекции. - Так что мы их, чтобы бензин зря не тратить, просто на мороз выгоняем на полчасика, чтобы проветрились, и отпускаем».
Тамбовский волк не платит штрафы
В Тамбовской области жалуются на низкую собираемость штрафов. «Я уверен, что нужно снова отбирать права до оплаты штрафа, — заявил заместитель начальника областного ГАИ Владимир Репин. - На собираемость могут повлиять только жесткие меры». Он рассказал, что местное ГАИ перепробовало уже все - и заполненные квитанции для оплаты нарушителям уже выдают (только фамилию и сумму впиши), и памятку на обороте протокола пишут, и горячую линию создали, так что копию квитанции об оплате везти никуда не надо, «а они все равно не платят».
Стопроцентной собираемости штрафов в Тамбовской области добиться удалось, но, правда, ненадолго, когда гаишники начали за неуплату арестовывать машины. «Им, бывало, только протокол покажешь, и они через полчаса все квитанции на вытянутых руках приносят».
И все в Тамбовской области шло бы хорошо, да вот некстати было решено ввести срок давности по административным правонарушениям - два месяца, причем с переносом суда по ходатайству о болезни без продления срока. «И что вы думаете? Болеть начали поголовно! Кто на операцию ложиться, кто так - дома. Целая сеть фирм по продаже больничных организовалась», — рассказал Репин. Естественно, на семинаре тут же решили подготовить поправку, позволяющую продлять срок давности в связи с переносом заседания суда.
Наказания ужесточают сами водители
<1>После заседания Владимир Кузин убеждал корреспондента «Газете.Ru», что таких экстравагантных мер, какие предлагал Репин, никто применять не будет.
«Мы с самого начала их предупреждали, что затея с арестом машин незаконна, и они от нее почти отказались. Просто пустили в прессе информацию, что машины будут отнимать за неуплату, а потом инспектора пугали водителей протоколами. И действительно сработало».
Кузин заметил так же, что усиление ответственности за те или иные нарушения водители устраивают себе сами. Пьяных стало много, мы стали у них права отбирать, без номеров начали ездить - мы штраф увеличили, сейчас все на встречку лезут, тоже нужно за это штраф поднимать. А иначе безопасными дороги не сделать», — убеждены в ГАИ.