С начала этого года Заволжский моторный завод (ЗМЗ), основной поставщик двигателей для «Волг» и «Газелей», поднял цены на свою продукцию на 24%. ГАЗ, который перед новым годом уже объявил о подорожании своей продукции на 5%, отказался закупать моторы по новым ценам, и 17 января, после новогодних каникул, запустил конвейеры только на один день, выпустив всего 200 машин. Не смог начать работу и ЗМЗ: ГАЗ прекратил поставлять на моторный завод чугунные заготовки блоков цилиндров.
По словам пресс-секретаря группы «Северсталь-Авто», которой принадлежит ЗМЗ, Андрея Котерева, повышение цен на моторы связано с высокими темпами инфляции, а также с тем, что в 2004 году ЗМЗ по заказу ГАЗа реализовал несколько инвестиционных проектов. «Эти вложения должны окупаться», — сказал Котерев. «ЗМЗ каждый год устанавливает фиксированную цену на свои двигатели, и эта цена остается неизменной в течение года, — добавил он, — а ГАЗ в течение года несколько раз повышал цены».
В «Северсталь-Авто» утверждают, что ЗМЗ неоднократно предлагал ГАЗу заключить договор о поставках моторов на три-пять лет. Но руководство сборочного завода от долгосрочного договора отказалось. «Они предпочитают каждый год перезаключать договор, и ЗМЗ не может планировать инвестиции. ГАЗ, таким образом, вносит в ситуацию нестабильность и социальную напряженность», — считает Котерев.
Примерно в тех же грехах обвиняют «Северсталь-Авто» представители ГАЗа. Так, по сообщению пресс-службы предприятия, 20 января там «состоялось собрание трудового коллектива с участием руководства ОАО «ГАЗ», профсоюзного комитета автозавода». «На собрании было принято обращение к представителю президента РФ по Поволжскому федеральному округу С. В. Кириенко и губернатору Нижегородской области Г. М. Ходыреву, — сообщает пресс-служба завода. — Коллектив Горьковского автомобильного завода выражает возмущение позицией руководства концерна «Северсталь-Авто», который в целях своей наживы вынуждает Заволжский моторный завод повысить цены на двигатели». Далее в сообщении подробно излагается текущая ситуация, упоминаются тесные исторические взаимосвязи двух предприятий и затрагивается майское «немотивированное повышение «Северсталью» цен на металл». Затем трудовой коллектив прогнозирует ситуацию на будущее: «Если принять кабальные условия «Северстали», то цена на автомобили сделает их неконкурентоспособными. В этом случае и коллектив ГАЗа, и коллектив ЗМЗ, и ряд других предприятий останутся без работы, ведь зарплату нам платят в конечном итоге покупатели наших автомобилей», — справедливо отмечают газовцы.
«Те, кто принимают социально безответственные решения по необоснованному взвинчиванию цен, во главу угла ставят собственную выгоду и не желают думать о судьбах своих работников.
Мы призываем не допустить ситуацию, когда тысячи семей останутся без источника к существованию, когда остановится производство и неизбежно взорвется экономическая ситуация региона. Погоня за сиюминутной прибылью, нежелание просчитать трагические последствия ведут к ослаблению позиций наших предприятий на автомобильном рынке и сводят на нет развитие отечественного автомобилестроения в целом», — резюмируют в заводском обращении.
Тем не менее, по сообщениям пресс-служб конфликтующих предприятий, переговоры главы ЗМЗ Виктора Клочая и гендиректора ГАЗа Алексея Баранцева пока продолжаются. По словам Андрея Котерева, никаких принципиальных договоренностей между ними пока не достигнуто. Между тем пресс-служба Горьковского автозавода сообщила, что заволжским моторам найдена альтернатива. 20 января в ОАО «ГАЗ» якобы состоялись переговоры с представителем компании Daimler Chrysler, президентом фирмы ЕСТС Ильей Павловичем о возможностях поставки двигателей для автомобилей «ГАЗ». Как утверждается в пресс-релизе ГАЗа, контракт планируется заключить сроком на пять лет, с ежемесячной поставкой двигателей не менее 1000 штук. В дальнейшем возможно увеличение объема поставок до 150 тыс. в год, а «Илья Павлович заверил автозаводцев, что на «ГАЗ» будет поставляться та же линейка двигателей, что и на заводы Mersedes (орфография оригинальная. — «Газета.Ru»)». Модели двигателей, особенности комплектации, а также стоимость пока не уточняются, хотя представители завода утверждают, что немецкий или американсктий двигатель для «Волги» будет стоить всего на $200 дороже зеэмзэшного.
Попытки «Газета.Ru» разыскать «представителя компании Daimler Chrysler Илью Павловича» или упоминания о фирме ЕСТС не увенчались успехом.
В российском представительстве DaimlerChrysler об Илье Павловиче и фирме ECTC ничего не слышали, сообщила «Газете.Ru» пресс-секретарь ЗАО «ДаймлерКрайслер Автомобили РУС» Елена Дивакова.
В «Северсталь-Авто» информацию о переговорах ГАЗа с концерном DaimlerChrysler прокомментировать отказались. Но, как отметил Андрей Котерев, «для того чтобы «привязать» новый двигатель к автомобилю, потребуется не менее года». «Придется менять коробку передач, привод, электрику и многие другие детали, перенастраивать подвеску. Отечественный автозавод меньше чем за год такую модернизацию не осилит», — считает Котерев. Примерно такие же соображения о преспективах быстрого перехода ГАЗа на импортные двигатели высказали опрошенные «Газетой.Ru» эксперты по автомобильной промышленности. Один из них отметил, что установка в автомобиль мотора, под который не рассчитана конструкция автомобиля, практически равноценна разработке новой модели автомобиля, со всеми вытекающими отсюда сложностями и затратами.
Совсем не исключено, что в результате ГАЗ все же обойдется без импортных двигателей. Близкий к нижегородскому автомобильному бизнесу источник считает, что ГАЗ намеренно затягивает переговоры с ЗМЗ. Причиной он считает проблемы завода с реализацией «Волг».
Если с продажей «Газелей» и «Соболей» у нижнегородского завода проблем нет, то «Волги» после подорожания перестали пользоваться спросом, и завод столкнулся с затовариванием. По сведениям собеседника «Газеты.Ru», на площадках ГАЗа скопилась месячная норма автомобилей.
Вынесение на публику скандала с повышением цен на комплектующие может дать время для разгрузки складов и подстегнуть покупателей к приобретению подорожавших автомобилей.
В течение прошедшего года ГАЗ действительно наращивал темпы производства и дважды повышал цены. Первое подорожание обновленной модели ГАЗ-31105 (она стала дороже стоявшей до нее на конвейере 3110 на 21 тыс. руб.) было в мае, в среднем на 2–3 тыс. рублей. Еще одно подорожание, менее значительное, было в августе — отпускные цены на «Волги» выросли на 1%, на микроавтобусы «Соболь» — на 2%. Увеличение цен на предприятии объясняли ростом цен на металл и комплектующие, а также инфляцией. С 2005 года «Волги» подорожали на 8–10 тыс. руб., и у московских дилеров самая простая машина стоит 225 тыс. руб. ($8050).
Дилеры Горьковского автозавода подтвердили, что спрос на «Волги» после подорожания упал, хотя за короткий срок, прошедший с 15 января, падение продаж успели почувствовать не все. В московской фирме «Орбита-Моторс» на вопрос о том, как после увеличения цен идут продажи автомобилей, ответили, что продажи «идут никак». В сети автосалонов «Инком-Авто» «Волгами» пока что торгуют по старым ценам: у дилеров еще есть запасы, которых должно хватить до февраля.
Всего же в 2004 году в Нижнем Новгороде выпустили 65 686 легковушек – на 15,7% больше, чем в 2003-м. Планы были еще больше – одних только модернизированных 105-х «Волг» ГАЗ собирался выпустить 72 тыс. Похоже, что на фоне общего увеличения автомобильного рынка уже у второго отечественного протизводителя возникают проблемы с перепроизводством при попытке увеличить объемы выпуска машин. Так случилось в конце прошлого года с автозаводом «Иж-Авто», вынужденным остановить конвейеры больше чем на месяц.