Как пояснили «Газете.Ru» в «Северсталь-Авто», ролик с краш-тестом Hunter завоевал симпатии руководства компании именно потому, что там никак не могут прийти в себя после прошлогодней публикации в журнале «Авторевю». Статья называлась «Реквием» и была посвящена краш-тесту УАЗ-3160. «Он висел на вилах автопогрузчика — громоздкий, некрасивый, плохо спроектированный и небрежно собранный. А вдобавок еще и разбитый. Его водитель и пассажир получили травмы головы и шеи, которые, скорее всего, несовместимы с жизнью. Да и он сам уже одной ногой в могиле — его временно сняли с производства из-за падения спроса», — писало «Авторевю».
«Мы проводили тендер на разработку креативной концепции телерекламы, и тут нам показывают ролик, где обыгрывается краш-тест Hunter. Мы очень обрадовались, — рассказывают в «Северсталь-Авто». –
Идея клипа нам показалась свежей и актуальной, и мы выбрали это предложение, даже не подозревая, что очень похожий клип уже существует».
На тендере мы имели дело с юридическим лицом, а теперь будем искать непосредственного исполнителя и «автора идеи», — утверждают в «Северсталь-Авто».
В пресс-службе компании также утверждают, что о том, что рекламный клип Hunter практически полностью повторяет сюжет и даже стиль ролика Mercedes Gelandewagen, узнали только от корреспондента «Газеты Ru».
В российском представительстве Daimler-Chrysler о ролике УАЗа знают. И ситуацией с авторскими правами уже обеспокоены. Например, на вопрос, не шутка ли уазовский ролик, представительница пресс-службы компании возмутилась: «Какие ж тут шутки!» — и тут же посоветовала обратиться за разъяснениями в «Северсталь-Авто».
Но никаких официальных заявлений Daimler-Chrysler пока не делает и к «Северсталь-Авто» не обращалась.
Юристы объясняют некоторую медлительность «Северсталь-Авто» тем, что компания считала себя правообладателем этого ролика, а теперь оказывается, что права у других. Для начала надо изучить условия договора, а уж после решать, что может или не может та или иная сторона.
«Это самый натуральный контрафакт, — считает Наталья Степанова, юрист фирмы «Городисский и партнеры», занимающейся защитой прав на интеллектуальную собственность. – То есть произведение было создано незаконно, с нарушением авторских прав. Самый сложный вопрос – чей ролик создан раньше и у кого права на него. Сначала надо установить стороны, владеющие правами на тот и другой ролик. Далее – кто его делал, их взаимоотношения с правообладателями. И потом уже смотреть, насколько схожи эти ролики. Если будет установлено, что ролики абсолютно идентичны, то это нарушение авторских прав, скорее всего, «Мерседеса». А меры должны быть предусмотрены контрактом. Скорее всего, «Северсталь-Авто» обратилась в рекламное агентство с заказом, им его сделали. Но получается, что создали они не оригинальный ролик, а просто пересняли чужой сюжет. Если это действительно так и сотрудник, который сделал это, входит в штат агентства, ответственность несет юридическое лицо и у «Северстали» претензии могут быть к агентству. А что будет делать агентство со своим сотрудником – их дело».
В «Северсталь-Авто» надеются, что автор найдется в ближайшее время, но пока ролик из эфира не снимают и «изучают риски». Назвать агентство или иное юридическое лицо, создавшее ролик по заказу компании, в пресс-службе «Северсталь-Авто» категорически отказались.
Попытки «Газеты.Ru» самостоятельно выяснить, какое рекламное агентство создало этот ролик, результатов не дали. Ни одно из крупных агентств, делавших рекламу для автомобильных брэндов, роликом для УАЗа не занималось, и их представители не знают, кто является его автором. То же, что «Северсталь-Авто» отказывается назвать агентство, выполнявшее для них заказ, выглядит довольно странно и не совсем логично. Претензии «Северсталь-Авто» может предъявить только агентству, получив с них не только деньги за недобросовестно выполненную работу, но и компенсацию за снятый с эфира ролик. А этого наверняка потребуют в Daimler-Chrysler. А отказ «выдать» авторов контрафактного ролика наводит на мысль о том, что «Северсталь» не просто пострадавшая сторона в этой истории, а причастна к ней.