– Дмитрий Вадимович, вы только что вернулись из Мариуполя, города, в котором родились и провели юность. Узнали свой город, улицу, дом?
– Город очень сильно разрушен. Критические разрушения у 2166 домов из 2708. Не буду говорить, что чувствуешь, когда смотришь на свою разрушенную школу, на дом, где жил, где жили мои друзья, одноклассники… Сегодня жизнь возвращается в город, раны начинают затягиваться. Но преступления против Мариуполя и мариупольцев не должны остаться безнаказанными. В городе ведется работа по созданию Мариупольского трибунала, который будет расследовать военные преступления.
– Как будет происходить восстановление Мариуполя?
– Когда я приехал сюда, в городе еще шли бои. Нашей задачей было спасти людей, изнемогавших от жажды, голода и холода, отсутствия медицинской помощи. И могу сказать, что если бы не работа наших волонтеров, мы бы сегодня недосчитались многих тысяч жизней. Итогом работы стали успешно работающие гуманитарные центры.
Наши волонтеры, и из России, и из самого Мариуполя, раздавали помощь людям, когда на соседних улицах шел бой. Врачи из России начали работать, оборудовав медицинский кабинет и операционную в школьном классе.
Сегодня в городе все больше примет нормальной жизни. Работают девять школ. Налаживается работа больниц, ходит общественный транспорт. Началась большая стройка: Мариуполь и Санкт-Петербург в июне стали городами-побратимами.
Специалисты из Петербурга помогут в восстановлении Жовтневого района города в рамках соглашения о городах-побратимах. Основные направления работы – строительство, ЖКХ, здравоохранение, образование. Сегодня 400 детей из Мариуполя отдыхают в Петербурге и знакомятся с культурной столицей России. За лето почти 2000 детей, четыре смены, отдохнут в лучшем детском лагере Петербурга.
На левом берегу за восстановление города отвечают Московская и Тульская области. Мариуполь – промышленный город с большим экономическим потенциалом, с портом. Сегодня мы работаем над тем, чтобы этот потенциал начал работать на восстановление, на помощь людям, на развитие и движение вперед.
– Отдельно по «Азовстали» и «Заводу Ильича» – что будет с ними?
– «Завод Ильича» будет работать. Относительно «Азовстали» мнение мариупольцев практически единодушно – завод, наносивший огромный ущерб экологии, городу больше не нужен. Что здесь будет – промышленный парк, просто парк отдыха, будем решать вместе с жителями города.
– Какие настроения среди мариупольцев сегодня? Что говорят люди?
– Нет сейчас более русского города, чем Мариуполь. Люди здесь прошли через ад. И те, кто все это пережил, остались с нами. Настолько сильно эти люди любят Россию. Мне запомнился разговор с одним мариупольцем. Он говорил, что во время боев за город думал: «Мы потерпим, только не останавливайтесь, пусть сюда вернутся наши, наша Родина». То, как в израненном городе отметили День Победы, который пытались запретить, лучшее подтверждение того, что это наш город, и здесь живут наши люди.
Хочу отдельно отметить – в отличие от других городов Украины, территориальной обороне Мариуполя украинские власти не стали раздавать оружие. Они понимали, что это не их город и не их люди, и оружие они повернули бы против Киева.
– Вы участвовали в судьбе Мариуполя еще до событий на Майдане и получили звание «Почетного гражданин» города. Потом звания вас лишили. За что?
– Очень надеюсь, что мне удалось внести свой вклад в противодействие попыткам навсегда оторвать Украину от России. Во всяком случае, в 2014 году меня лишили звания «Почетный гражданин Мариуполя» за, как они выразились, «антиукраинскую деятельность». На самом деле это была проукраинская и пророссийская, но антизападная деятельность! И я буду продолжать ее, пока есть силы.
Скоро территория ДНР будет полностью освобождена. И на первый план выходит задача развивать экономические связи, чтобы восстановить города, разрушенные войной, по-настоящему развивать экономические, социальные, культурные, гуманитарные связи. Будущее Донбасса, будущее Украины – вместе с Россией.
– Вы сопровождали делегацию ДНР во время поездки в Сирию. О чем удалось договориться представителям республики и сирийским властям?
– Я был в поездке в Сирию вместе с делегацией ДНР, которую возглавляла министр иностранных дел республики Наталья Никанорова. Мы встретились с президентом Башаром Асадом. Он поздравил донецкую делегацию с освобождением большей части республики. Дал распоряжение немедленно начать процедуру официального признания ДНР. Мы рассказали ему о том, что происходит сейчас в Донбассе и на Украине. Президента Сирии заинтересовала тема Мариупольского трибунала.
Президент Сирии напомнил, что многие нацистские преступники с помощью Запада ушли от ответственности, не были осуждены Нюрнбергским трибуналом. Если Мариупольский трибунал будет международным, сирийцы готовы в нем участвовать.
Башар Асад сказал то, что говорим и мы – на Украине и в Сирии, на самом деле, идет противостояние с одним и тем же противником – с американцами.