Лидер афганского сопротивления талибов (члены запрещенной в РФ террористической организации) Ахмад Масуд-младший заявил, что его сторонники готовы прекратить бои и начать переговоры. Однако для этого талибы должны уйти из Панджшера и остановить кровопролитие, об этом Масуд написал в своем Facebook.
«Фронт национального сопротивления готов немедленно прекратить войну для достижения прочного мира, если талибы прекратят свои атаки и военные операции в Панджшере и Андарабе. Мы также надеемся провести всеобъемлющую встречу с учеными и реформаторами», — подчеркнул он.
«Мы уверены, что сможем вести мирные переговоры с талибами и остальными группами, представляющими афганский народ различными способами», — добавил лидер сопротивления.
Ранее исламские ученые и богословы Афганистана призвали стороны остановить боевые действия и снять блокаду Панджшерского ущелья, где сосредоточились силы сопротивления талибам. Представитель «Талибана» Анамулла Самангани в ответ заявил, что не подтверждает факт блокады дорог, ведущих в Панджшер.
По ряду данных талибы полностью заблокировали пути в регион, не позволяя доставить в Панджшер гуманитарную помощь. Сообщалось также об отключении в регионе света и интернета.
«Талибан» пытается взять Панджшер под контроль всю последнюю неделю – безуспешно. Представители Фронта национального сопротивления заявили о сотнях раненых и убитых талибов, около тысячи боевиков, по их словам, были взяты в плен. 1 сентября один из лидеров «Талибана» Амир Хан Моттаки заявил, что движение намерено взять Панджшер штурмом.
«Моджахеды окружили Панджшер с четырех сторон. Вы должны сказать тем, кто сопротивляется: хватит войны. Они не смогли сделать это с помощью НАТО ни в Кабуле, ни в других местах. Как они могут противостоять на небольшой территории?» — сказал Моттаки.
Входы в долину расположены в горах, которыми Панджшер окружен со всех сторон. Некоторые перевалы расположены на высоте около 4 тыс. метров над уровнем моря. Ожесточенные бои сопротивление ведет с талибами на севере – сторонники Масуда пытаются пробить коридор к границе с Таджикистаном. Стороны заявляют о своих успехах – согласно словам представителей талибов, под их контроль перешли четыре из семи округов Панджшера. Сопротивление заявляет о тяжелых боях и окружении войск талибов в нескольких местах. Сообщается также, что погиб пресс-секретарь сил сопротивления Фахим Дашти.
Агентство Khaama Press ссылается на сообщения, поступающие из Панджшера, место и обстоятельства гибели Дашти не приводятся. Стоит понимать, что сейчас в Афганистане идет также интенсивная информационная война — стороны конфликта ежедневно делают противоречащие заявления о ходе боев и прочих событиях.
Ахмад Масуд ранее заявил, что противники талибов никогда не прекратят борьбу.
По его словам, ситуация с сопротивлением в Панджшере и в Герате, где несогласные с талибами громко заявили о себе, демонстрирует, что люди не отказались от своих справедливых требований и не будут бояться угроз.
По словам шеф-редактора «Ежедневного журнала», военного эксперта Александра Гольца, главное, что поддерживает сына Ахмад Шаха Масуда — это память об его отце, который имел полное и абсолютное влияние на людей, живших в Панджшерском ущелье. И в этих обстоятельствах его люди вполне могут обеспечить длительное сопротивление талибам.
«Как мы знаем, Советская армия несколько раз пыталась провести широкомасштабную военную операцию по штурму Панджшерского ущелья, каждый раз благополучно докладывали о полном успехе и каждый раз это благополучно проваливалось. Рельеф местности и отношение местных жителей определяли результаты этих операций», — напомнил Гольц «Газете.Ru».
При этом, по словам эксперта, единственный способ справиться с жителям Панджшера — их полное уничтожение, на что в СССР не могли пойти:
«Советские войска были кем угодно, но только не последователями беззубого гуманизма, однако все-таки до полного и абсолютного геноцида они не опускались. Как-то все-таки действовали нормы пролетарской солидарности и прочее. Совсем жути не было. Вот если талибы дойдут до полного геноцида, то эту проблему можно решить. Убивать всех, включая женщин и детей, селение за селением. Если до этого дойдет, то, наверное. Другого пути победы в Панджшерском ущелье я не вижу».