Опыт вооруженных конфликтов последних лет показывает, что важную, а порой и решающую роль в исходе военного противоборства играет авиация. Развитие современных средств радиотехнического обеспечения полетов военной авиации в районе аэродрома оказывает непосредственное влияние на реализацию боевого потенциала, как отдельных авиационных комплексов, так и авиационных группировок в целом.
В последние годы в России разработаны новые радиолокационные системы посадки РСП-27С и РСП-28М, а также модернизирован посадочный радиолокатор ПРЛ-27С. Это существенно повышает точностные характеристики курсо-глиссадных систем и делает эксплуатацию воздушных судов в целом гораздо безопаснее.
Кроме этого, в настоящее время на предварительные испытания предъявлены автоматизированные системы управления (АСУ) полетами самолетов в районе военных аэродромов в трех вариантах исполнения: стационарном, мобильном и высокомобильном (с возможностью транспортировки вертолетами типа Ми-8 и Ми-26). Каждый из вариантов исполнения АСУ полетами включает более десятка подсистем, которые либо серийно выпускаются, либо завершают испытания.
Практически завершены испытания основных элементов этих АСУ полетами: мобильный комплекс средств руководства полетами (КСРП-М), высокомобильный обзорно-посадочный радиолокационный комплекс (РЛК-ВМ), РЛС обзора летного поля для военных аэродромов.
По результатам этих испытаний планируется принять решение о возможности их поставки на аэродромы.
Основными источниками объективной информации об обстановке в воздухе для группы руководства полетами военной авиации являются радиолокационные системы посадки. В их состав входит диспетчерский радиолокатор кругового обзора и секторный посадочный радиолокатор, который сопровождает воздушные суда на глиссаде снижения.
Кроме того, в состав РСП входит автоматический радиопеленгатор и рабочие места, которые являются резервными для группы руководства полетами. В 2014 году взамен устаревших радиолокационных систем посадки РСП-6М2 и РСП-10МН были приняты на снабжение принципиально новые стационарная РСП-27С и мобильная РСП-27М.
В отличие от устаревших радиолокационных систем посадки РСП-6М2 и РСП-10МН, в новых системах применяются фазированные антенные решетки, цифровая обработка сигналов, доплеровская фильтрация, современная элементная база и технология серийного производства.
В составе ДРЛ-27С четыре независимых радиолокационных канала: первичный канал с твердотельным передатчиком L-диапазона; вторичный радиолокационный канал управления воздушным движением формата RBS; запросчик госопознавания, работающий в открытых режимах; автоматический радиопеленгатор, который определяет пеленг бортовой радиостанции.
В ПРЛ-27С реализовано электронное сканирование в посадочном секторе за счет частотного качания луча. Такое техническое решение обеспечивает максимальную надежность локатора, отсутствие импортной элементной базы, а также низкие затраты на обслуживание при эксплуатации в войсках. При отлаженной технологии производства антенны частотного сканирования луча ее стоимость минимальна среди всех других электронных сканеров.
В состав мобильной РСП-28М входит модуль управления с тремя автоматизированными рабочими местами, радиостанциями для связи с воздушными судами, объективным контролем и средствами жизнеобеспечения. Информация от радиолокационных систем посадки поступает на комплекс средств руководства полетами, установленный на командно-диспетчерский пункт военного аэродрома.
В ходе эксплуатации РСП-27С и РСП-28М в войсках были определены направления их дальнейшего совершенствования с целью повышения безопасности полетов авиации в районе аэродрома.
Для контроля качества измерения угловых координат каналами курса и глиссады в состав модернизированного радиолокатора ПРЛ-27СМ включен канал оптических измерений на базе тепловизора. Этот канал в простых метеоусловиях автоматически с высокой точностью измеряет угловые координаты воздушного судна, заходящего на посадку. Сравнение радиолокационных и оптических измерений позволяет оценить качество работы этих каналов. Особую актуальность такое сравнение имеет на малых углах места (на конечном участке захода самолета на посадку).
По рекомендациям специалистов произведена оценка возможности применения оптических измерений в интересах повышения ситуационной осведомленности группы руководства полетами. Для этого надо с высокой вероятностью автоматически определять надежность оптических измерений.
Это особенно актуально в сложных метеоусловиях, а также при нахождении на курсе посадки характерных местных предметов, птиц и других сторонних объектов, отметки от которых схожи с отметкой от заходящего на посадку воздушного судна. Такие исследования и эксперименты продолжаются и в настоящее время.
Развитие современных средств обеспечения полетов авиации в районе аэродрома, как и в других важных областях создания военной техники и вооружения сопровождается анализом научно-технического (технологического) задела (отечественного и иностранного, отставание, опережение, паритет). Современное российское посадочное оборудование практически ничем не уступает зарубежному, а по ряду показателей и превосходит его.
В 2019 году была завершена разработка и успешно прошли государственные испытания опытного образца нового посадочного радиолокатора ПРЛ-27СМ в составе стационарной (РСП-27С) и мобильной (РСП-28М) радиолокационных систем посадки.
Посадочный радиолокатор ПРЛ-27СМ предназначен для контроля (в составе РСП или автономно) выдерживания воздушными судами линий курса и глиссады на посадочной траектории.
ПРЛ-27СМ представляет собой первичный моноимпульсный посадочный радиолокатор (ПРЛ), обеспечивающий: секторный обзор воздушного пространства (в секторе посадки) по двум первичным каналам — каналу курса и каналу глиссады; обнаружение воздушного судна, в том числе на фоне пассивных помех, и измерение их удаления от торца взлетно-посадочной полосы и отклонений от осевой линии взлетно-посадочной полосы по курсу и от линии глиссады.
Основным достоинством модуля ПРЛ-27СМ является высокая точность измерения угловых координат воздушных судов за счет использования электронного сканирования диаграмм направленности антенн (курса — в горизонтальной плоскости, глиссады — в вертикальной плоскости) и моноимпульсного метода измерения.
Модернизация была направлена прежде всего на улучшение эксплуатационных и производственно-технологических характеристик ПРЛ-27С. Среднеквадратическое отклонение ошибок измерения координат воздушного судна по выходу аппаратуры обработки на дальностях менее 25 км составляют: по дальности — не более 15 м; отклонения воздушного судна от осевой линии взлетно-посадочной полосы — по курсу не более 6 мин, либо 9 м; отклонения воздушного судна от линии глиссады — не более 6 мин, либо 6 м.
Подтверждение высоких точностных характеристик ПРЛ-27СМ являлось основной целью государственных совместных испытаний РСП-27С с модулем посадочного радиолокатора ПРЛ-27СМ, которые проводились в 2018 году на базе Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Минобороны России (Липецк).
Поставка радиолокационных систем посадки РСП-27С и РСП-28М с модулем посадочного радиолокатора ПРЛ-27СМ на военные аэродромы начинается с этого года.