Следственный комитет России намерен опросить более 1 тыс. бывших узников фашистских концлагерей, которые проживают в Волгоградской области, в рамках дела о геноциде, сообщила официальный представитель ведомства Светлана Петренко.
По ее словам, Следком расследует уголовное дело, в рамках которого устанавливаются все обстоятельства преступлений, совершенных немецко-фашистскими захватчиками.
Как отмечает Петренко, воспоминания очевидцев помогут следователям наиболее точно восстановить происходившие события с целью документирования. «Поэтому следователи хотели бы побеседовать с каждым, кто пережил те страшные события», — пояснила представитель СК.
Петренко уточнила, что только в Волгоградской области проживают более 1 тыс. бывших узников концентрационных лагерей. Их необходимо опросить как свидетелей.
О намерении следователей вызывать на допросы пожилых людей, которые могли стать свидетелями преступлений нацистов, 1 декабря писала «Новая газета». Как указывалось в материале издания, речь идет о расстрелах, убийствах голодом и захоронении заживо мирных жителей в 15 населенных пунктах Сталинградской (ныне — Волгоградской) области. В одной из станиц региона установили факт расстрела нацистами 50 воспитанников детского дома в возрасте от четырех до 15 лет.Дело было возбуждено по ст. 357 УК «по факту совершения немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками убийств не менее 1700 советских граждан из числа мирного населения в период оккупации Сталинградской области с 17.07.1942 по 02.02.1943».
В частности, соответствующая повестка с призывом явиться на допрос 28 ноября пришла 94-летнему жителю Волгограда.
Во время Сталинградской битвы он находился в квартале «Второй километр», недалеко от железнодорожного вокзала Сталинграда, и осенью 1942 года попал в плен к оккупантам. На тот момент волгоградцу было 15 лет. Его отправили в трудовой лагерь в город Губен в восточной Германии.
Внук пережившего Великую Отечественную войну мужчины Денис Чистяков рассказал, что пленные работали в лагере при химическом производстве. По его словам, его дед не любил вспоминать об этом периоде.
Согласно направленной повестке, ветерану предложили прийти на допрос в качестве свидетеля утром 1 декабря, отметили в статье. Родственники решили не говорить ему о повестке, опасаясь, что это отразится на его здоровье.
Как рассказал Чистяков, он связался со следователем, который уточнил, что такие же повестки были разосланы по всей России и «только в Центральном районе Волгограда 80 адресатов». Следователь отметил, что ему понятно возмущение, связанное с этими повестками. Сотрудник СК подчеркнул, что «очень многие звонят и говорят, что ни на какие допросы их родственники не пойдут».
Санкции за отказ явиться следователь пообещал не применять, передал его слова Чистяков.
Как пишет РБК со ссылкой на пресс-службу Следственного управления СК по Волгоградской области, с момента возбуждения уголовного дела в июле текущего года «планомерно проводятся работы, в том числе по установлению возможных свидетелей и очевидцев совершенных преступлений».
«Мы публиковали сведения, что мы ездили на раскопки, проводили раскопки. Естественно, в рамках дела у нас допрашиваются свидетели», — сообщали изданию в пресс-службе областного управления СК.
В ведомстве обратили внимание, что свидетелей «гораздо больше», чем 80 человек. При этом точное количество разглашать нельзя из-за тайны следствия, пояснили там.
Как подчеркнули в пресс-службе ведомства, следователи стремятся найти непосредственно людей, которые были очевидцами происходящих в то время событий. Следователи констатировали, что большая часть свидетелей уже преклонного возраста. «Я вижу только положительные эмоции в этом направлении», — заключила официальный представитель регионального СК.