Непревзойденная «Армата»
Разговоры о том, что танк Т-14 «Армата» в перспективе получит другую танковую пушку, ведутся уже давно. Сначала предполагалось установить на перспективной боевой машине 152-мм пушку 2А83. В сравнении со штатной 125-мм пушкой «Арматы» 2А82-1М 152-мм пушка 2А83 обладает значительным превосходством почти по всем параметрам. Ее снаряды — длиной почти метр. Номенклатура боеприпасов для 2А83, возможно, будет расширена за счет подкалиберных снарядов из обедненного урана, над которыми работают специалисты «Росатома». Ранее предполагалось, что с пушкой калибра 152-мм 2А83 будет выпущена ограниченная серия танков Т-14 — для выполнения более узких задач в составе танковой группы. Однако эта идея до сих пор не воплощена в жизнь.
Однако, не добившись практической реализации этого замысла, разработчики уже взялись за пушку, построенную на новых физических принципах — электротермохимическое орудие. В ЭТХП, как сообщают СМИ, используется предварительный разогрев метательного вещества с последующей его подачей под высоким давлением в ствол пушки, где с помощью электрической энергии оно превращается в плазму. В этом случае удается получить более плавную, чем в обычных пушках, кривую давления в канале ствола и, как результат, повысить начальную скорость снаряда чуть ли не до 4500 метров в секунду. Так все это выглядит в теории.
Теперь надо разобраться, куда все эти пушки планируют устанавливать. Иными словами, что собой сегодня представляет перспективный российский танк Т-14 «Армата».
Разговоры о каком-то новом поколении отечественных танков, в то время как еще даже не развернуто серийное производство Т-14, есть смысл считать несколько преждевременными.
Т-14 «Армата», — новейший российский основной боевой танк с необитаемой башней на базе унифицированной гусеничной платформы тяжелой категории (по массе) «Армата». На этой же базе созданы боевая машина пехоты Т-15 и бронированная ремонтно-эвакуационная машина Т-16.
Т-14 — первый в мире танк принципиально новой компоновки с размещением экипажа из трех человек (командир, наводчик-оператор, механик-водитель) в обитаемом защищенном герметизированном отделении в носовой части корпуса, отдельно от боеприпасов и топлива.
До этого все танки мира имели так называемую «классическую» компоновку, где экипаж размещался в корпусе и башне совместно с боеприпасами и топливными баками, что отрицательно влияет на его выживаемость на поле боя.
Танк впервые оснащен унифицированной бортовой информационно-управляющей системой (БИУС) бронетанковой техники. Ключевым в новой системе является принцип сетецентризма и открытой архитектуры. Главным элементом электронного борта выступает цифровая сеть обмена информацией, охватывающая все агрегаты, узлы, комплексы и подсистемы. Сеть обеспечивает стандартный интерфейс для подключения к ней абонентов. Роль абонентов выполняют электронные блоки, встраиваемые в функциональные узлы, агрегаты, комплексы и подсистемы.
Шум в СМИ
«Прежде чем обсуждать только гипотетическую возможность установки в Т-14 «Армата» электротермохимической пушки (или этого орудия в танки следующего поколения), представляется целесообразным посмотреть на ситуацию в отечественных танковых войсках несколько шире», — отметил в разговоре с «Газетой.Ru» главный редактор журнала «Арсенал Отечества» полковник Виктор Мураховский.
Специалист указал на низкий уровень осведомленности, а порой и компетентности отечественных и зарубежных СМИ в вопросах танковой индустрии. Так, он подчеркнул, что сейчас пошла волна статей на тему очередной «смерти» танков ввиду якобы господства беспилотников на поле боя. Инициированная, как считает Мураховский, публикациями в западных СМИ.
В отместку другие авторы вспомнили о статье в одном из западных источников, в котором высказывалась озабоченность возможным оснащением перспективного танка Т-14 «Армата» новой 152-мм пушкой, превосходящей нынешнее 125-мм танковое орудие.
«Упомянули в этой связи и о якобы «конфиденциальных» сведениях о разработке в России пушки «на новых физических принципах» — электротермохимической.
При этом в публикациях на эту тему столько фактических ошибок и разного рода домыслов, что их смело можно причислить к жанру фэнтези»,
— констатировал Виктор Мураховский.
«Оставим на совести иностранных военных и публицистов их представления о будущем танков, их роли и месте в системе вооружения. Нам бы самим беспристрастно разобраться в ситуации, складывающейся в отечественном бронетанковом вооружении и военной технике», — полагает специалист.
«Затянувшийся процесс рождения»
Такая попытка была предпринята в начале текущего десятилетия. Формирование нового облика Вооруженных сил России неизбежно затронуло бронетанковое вооружение и технику (БТВТ).
«К этим системам вооружения Министерством обороны РФ были выработаны требования, означавшие радикальную смену парадигмы развития», — обратил внимание главный редактор журнала «Арсенал Отечества».
Промышленность должна была перестроиться, чтобы предложить армии технику, отвечающую сегодняшним и перспективным потребностям государственного заказчика.
В 2009-2010 годах были проведены инспекторские испытания всех образцов БТВТ, по итогам которых определена целесообразность их дальнейшего использования. Затем военные разработали и приняли концепцию построения единой системы БТВТ на период до 2020 года, с определением требований по номенклатуре семейств и типов техники, их боевым и эксплуатационным параметрам.
Концепция предполагает так называемую принудительную унификацию БТВТ с постепенным выводом устаревших образцов из состава Вооруженных сил. Все предыдущие опытно-конструкторские работы (ОКР) были свернуты, открыто всего три новых по темам «Армата», «Курганец-25», «Бумеранг».
Была принята программа повышения военно-технического уровня имеющейся техники и поддержания ресурса. Определены перспективы имеющегося БТВТ: танки Т-72/90, БМП-2, БМП-3 — капремонт с модернизацией, танки Т-80 и БМП-1 — утилизация после полного израсходования ресурса.
Вкладывались средства и в создание научно-технического задела по отдельным направлениям: электротяга, электротермохимическое орудие, «цифровой борт» и некоторым другим.
«Фактическое исполнение концепции пошло со скрипом. Промышленность не успевала разрабатывать перспективные образцы БТВТ, испытывала значительные финансовые затруднения в связи с отсутствием заказов на поставки серийной техники», — констатировал Виктор Мураховский.
Правительство пошло навстречу предприятиям ОПК, и концепция развития БТВТ фактически утратила направление принудительной унификации. Создание научно-технического задела также затормозилось.
«Ни один из перспективных образцов БТВТ не завершил госиспытания, хотя для поддержки промышленности и заключили контракт на поставку 132 единиц тяжелой бронетехники семейства «Армата». Так что слухи о «смерти» танков применительно к родному отечеству безосновательны, скорее можно говорить о затянувшемся процессе рождения», — заключил Виктор Мураховский.