«Нас, конечно, беспокоит интернационализация нагорно-карабахского конфликта и привлечение боевиков с Ближнего Востока. Мы неоднократно призывали внешних игроков использовать свои возможности для пресечения переброски наемников, численность которых в зоне конфликта, по имеющимся данным, уже приближается к 2 тыс.», — заявил в интервью «Коммерсанту» глава МИД России Сергей Лавров.
По его словам, российские власти постоянно призывают бороться с переброской боевиков в Карабах из тех стран, которые не вовлечены в конфликт между Арменией и непризнанной Нагорно-Карабахской республикой с одной стороны и Азербайджаном — с другой. Дипломат также напомнил, что эта проблема поднималась президентом России Владимиром Путиным в телефонном разговоре с главой Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом в конце октября, а также с лидерами Азербайджана и Армении — Ильхамом Алиевым и Николом Пашиняном.
С первых дней эскалации конфликта в Карабахе, которая началась 27 сентября, Баку и Ереван обвиняют друг друга в привлечении наемников.
В частности, поступали сообщения о причастности Турции к отправке в зону боевых действий наемников из Сирии. Одно из первых заявлений о привлечении к нагорно-карабахскому конфликту участников боевых действий на Ближнем Востоке сделал президент Франции Эммануэль Макрон. В начале октября он сообщил о прибытии в зону конфликта в Карабахе более 300 сирийских исламистов, вывезенных из района Алеппо.
«Это подтвержденный факт, эти люди идентифицированы и отслежены, все они имеют связи с террористической организацией «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России). Я обсуждал это с президентом [России] Владимиром Путиным, который подтвердил, что Россия также располагает этими данными», — говорил тогда Макрон, добавляя, что прямое отношение к этим событиям имеет Турция.
О переброске боевиков в зону конфликта заявил и Владимир Путин на совещании с членами Совета безопасности РФ. «Переброска в Карабах боевиков из Сирии и Ливии делает ситуацию крайне опасной», — подчеркивал президент РФ.
В Турции информацию о своей причастности к переброске боевиков в Нагорный Карабах опровергали. А официальный представитель МИД Азербайджана Лейла Абдуллаева даже выступала со встречными обвинениями, утверждая, что привлечением наемников и террористов с Ближнего Востока занимается Армения.
Отвечая на обвинения со стороны международных партнеров, Ильхам Алиев в интервью телеканалу France 24 говорил, что ни одна страна не предоставила доказательств о том, Баку якобы использует наемников в Карабахе.
«У нас армия, состоящая из более чем 100 тысяч бойцов. Все, что мы делаем сегодня на поле боя, свидетельствует о том, что наша армия способна сама освободить свои земли», — заявил Алиев.
Эти слова оспорили в Ереване. «Я должен заявить, что член НАТО Турция полностью поддерживает Азербайджан своими дронами, кибератаками, а также персоналом — советниками, наемниками и даже истребителями F-16», — утверждал президент Армении Армен Саркисян на международной конференции по кибербезопасности CYBERSEC 2020, которая прошла в партнерстве с НАТО.
Более того, сообщалось, что после окончания военных учений на территории Азербайджана в июле-августе осталась значительная группировка турецких ВС. Она включает в себя батальонную тактическую группу, военных инструкторов, летчиков, советников численностью до 600 человек. Соединения были усилены 18 БМП, одной реактивной системой залпового огня, шестью вертолетами, восемью самолетами и множеством беспилотников.
Помимо этого, служба нацбезопасности Армении опубликовала запись радиопереговоров военных Турции и арабских наемников, которые находятся на линии соприкосновения в Карабахе.
Пресс-секретарь минобороны Азербайджана Вагиф Даргяхлы заявил, что аудиозапись является фейком и «продуктом спецслужб» Армении. По его словам, к продолжающимся боевым действиям в регионе запись не имеет отношения.
Источник «Новой газеты» в сирийском Идлибе на границе с Турцией рассказал о механизме отправки наемников: регистрацией бойцов занимается сириец туркменского происхождения (туркоман) по имени Сеиф Абу Бакр.
Он является рекрутером бригады «Хамзат», которая воюет в составе Свободной сирийской армии.
Добровольцев регистрируют в поселке Африн, в провинции Идлиб. Причем их набирают как из числа военных, так и гражданских лиц. В материале указывалось, что группы по 300 человек отправляют в турецкий приграничный город Киллис, где им выдают «неприметную штатскую одежду». После этого наемники вылетают из аэропорта Газиантеп в Баку с пересадкой в Стамбуле. Полет проходит через воздушное пространство Грузии. В числе прочего, по информации издания, Азербайджан для защиты газо- и нефтепроводов отправил от 700 до 1 тыс. боевиков.
Пресс-секретарь минобороны Армении Шушан Степанян заявила, что армия НКР взяла в плен наемника из Сирии, который воевал на стороне Азербайджана. «Сирийский наемник-террорист, плененный подразделениями армии обороны в ходе боев, является уроженцем сирийского Идлиба. Согласно первому допросу, пленник Юсуф Алаабет ал Хаджи родился в 1988 году, женат, имеет 5 детей», — написала она в Facebook.
На допросе мужчина признался, что за участие в войне ему пообещали $2000 за месяц и еще по $100 за «каждую отрезанную голову «кяфира».
К посту Степанян прикрепила кадры допроса террориста. К слову, аналогичной информацией о суммах гонораров для наемников располагает и американская пресса. Сирийские боевики получают от Азербайджана оплату в размере до $2 тыс. в месяц, писало издание The Wall Street Journal со ссылкой на слова анонимного сирийского мятежника.
Президент Сирии Башар Асад также заявлял, что его спецслужбы могут подтвердить отправку Турцией сирийских боевиков для противостояния Армении и НКР.
Директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин сообщил, что на стороне Азербайджана воюют несколько тысяч наемников из действующих на Ближнем Востоке международных террористических организаций — «Джабхат ан-Нусра» (отделение «Аль-Каиды» (организация запрещена в России), организация запрещена в России), «Фиркат Хамза», «Султан Мурад», а также экстремистских курдских группировок.
«Противостояние в Карабахе, как магнит, притягивает к себе боевиков из различного рода международных террористических структур», — пояснил глава спецслужбы.