Министр обороны Великобритании Гейвин Уильямсон на встрече со своим украинским коллегой Степаном Полтораком заявил, что Черное море «не принадлежит России». В ходе встречи они посетили порт Одессы, где ранее пришвартовался корабль британского королевского флота HMS Echo.
«Причина... того, что HMS Echo здесь, заключается, в первую очередь в том, что мы хотим продемонстрировать нашу солидарность с Украиной, и то, что Украина не одинока», — обратил внимание Уильямсон.
Он подчеркнул, что Лондон также хочет показать свое право входить в Одессу и другие порты, потому что Черное море является «международным».
Вопрос о положении Черного моря в последнее время стоит особенно остро. В конце прошлого года президент Украины Петр Порошенко подписал закон о правовом статусе и режиме прилежащей морской зоны Украины, сообщили на сайте украинского лидера.
«Цель закона — гармонизация морского законодательства страны с законодательством других причерноморских государств и других государств — участников Конвенции ООН по морскому праву 1982 года», — указано на сайте Порошенко.
Законопроект «О прилежащей зоне Украины» Верховная рада Украины приняла 6 декабря. В соответствии с ним, контролируемая морская территория расширяется на 12 морских миль — до 24. В парламенте подчеркнули, что этот документ позволит усилить контрольные функции погранслужбы и возможности для охраны прибрежной зоны. Целью закона является предупреждение контрабандных операций и нелегальных судозаходов в закрытые порты неподконтрольных Киеву территорий Донецкой области и Крыма. Закон также предоставит пограничникам расширенные полномочия для досмотра рыболовных судов в прилежащей зоне и контроля за плаванием и пребыванием украинских и иностранных невоенных судов и военных кораблей там.
В случае нарушения судном законодательства и попытке его скрыться, уполномоченный орган может преследовать его для последующего задержания и привлечения к ответственности в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. Право на преследование прекращается в тот момент, когда судно войдет в территориальное море того государства, под флагом которого ходит, или любой третьей страны.
Когда этот законопроект приняли в первом чтении, 8 ноября, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова отметила, что его нормы не могут быть применимы к акватории Керченского пролива и Азовского моря.
Что касается корабля ВМС Великобритании, который пришвартовался в порту Одессы, это произошло 19 декабря. За день до этого сообщалось, что он вошел в акваторию Черного моря через пролив Босфор. На борту HMS Echo находится артиллерийская установка Mk44 и пулеметы.
«Разведывательный корабль ВМС Великобритании HMS Echo зашел в Одесский порт. Примерно в 10:35 [11:35 мск] его пришвартовали к понтонному причалу яхт-клуба «Одесса», — отметили в местном издании «Думская». К материалу прикрепили также несколько фотографий пребывания британского судна в Одессе.
HMS Echo — первый корабль из флота стран-членов НАТО, прибывший на Украину после инцидента в Керченском проливе.
В «Думской» отметили, что ранее министерство обороны Великобритании рассчитывало на длительное пребывание корабля в Черном море, но Конвенция о режиме проливов ограничивает этот срок 21 сутками. Из-за этого, как предположили в издании, по истечении срока HMS Echo, скорее всего, сменит корабль HMS Enterprise.
В своем фейсбуке главред BlackSeaNews Андрей Клименко отметил, что визит судна HMS Echo прошел в рамках соглашения между Лондоном и Киевом, которое стороны подписали 21 ноября. Тогда Гэвин Уильямсон и Степан Полторак на встрече в Лондоне приняли решение о том, что Британия «в целях обеспечения свободы судоходства в регионе» в 2019 году направит в Черное море гидрографическое судно.
Кроме того в первые два месяца наступившего года в рамках расширения объявленной Уильямсоном в сентябре программы подготовки украинских военнослужащих Украину посетят группы британских инструкторов, состоящие из офицеров ВМС, морской пехоты и сухопутных войск королевства. В Минобороны подчеркнули, что с 2015 года британские военные инструкторы подготовили уже более 9,5 тыс. украинских военнослужащих.