Американский авианосец John C. Stennis типа «Нимиц» в минувшую пятницу 22 декабря завершил переход в Персидский залив — это стало первым масштабным военным маневром Пентагона в данном районе после выхода США из иранского ядерного соглашения в мае.
После появления американского авианосца и его ударной группы с судов Корпуса стражей исламской революции были выпущены несколько ракет, пролетевших в непосредственной близости от John C. Stennis, а также беспилотный летательный аппарат коммерческого класса для съемок американских кораблей.
Также на 30 иранских судах, следовавших за корабельной группой США, находились фотографы и видеооператоры, снимавшие авианосец, в то время как приглашенные на борт John C. Stennis журналисты снимали иранцев.
«Иранское судно подошло к нашему кораблю, остановилось и попыталось запечатлеть картину происходящего, — сказал капитан Рэнди Пек, командир авианосца.
Он добавил, что «американский военно-морской флот демонстрирует свою приверженность региональной стабильности во всем мире, особенно в регионе Персидского залива», передает ФАН.
«Это очень экономически важный регион для всего мира, поэтому мы будем продолжать ходить, где сможем, на международном уровне, в международных водах», — пообещал военный.
Информационное агентство Associated Press указало, что прибытие американского военного корабля произошло после неоднократных угроз иранских официальных лиц закрыть Ормузский пролив, через который проходит треть всей нефти, продаваемой здесь.
«Мы хотим быть оперативно непредсказуемыми для наших врагов, но стратегически предсказуемыми для наших партнеров»,
— сказала лейтенант Хлоя Морган, пресс-секретарь 5-го флота США, базирующегося в Бахрейне.
Накануне замглавы МИД Ирана Аббас Аракчи заявил, что Тегеран останется в Совместном всеобъемлющем плане действий по иранской ядерной программе до тех пор, пока она приносит выгоды. Однако он подчеркнул, что этих преференций становится все меньше.
«Мы будем оставаться в СВПД до тех пор, пока он приносит нам выгоду, однако в действительности выгод Ирана, экономических выгод, становится все меньше. Мы примем необходимое решение, когда придет время», — сказал дипломат.
В тот же день замглавы МИД РФ Сергей Рябков заявил, что Россия намерена сделать все, чтобы Иран не пострадал от новой волны экстерриториальных санкций со стороны США. Данное заявление он сделал в ходе встречи с Аракчи.
«Мы настроены сделать максимум для того, чтобы позиции Исламской республики Иран укреплялись, чтобы не было негативных последствий от новой волны экстерриториальных санкций, которые возвращаются по решению американской администрации», — подчеркнул российский дипломат.
Он добавил, что Россия планирует приложить максимум усилий для сохранения СВПД и подтвердил приверженность Москвы иранской ядерной сделке.
Днем ранее американское издание The New York Times писало, что
решение президента США Дональда Трампа о полном выводе войск из Сирии является опасным,
передает НСН.
Вывод американских войск из Сирии станет «подарком» президенту России Владимиру Путину, поскольку Москва пытается снизить влияние Вашингтона в регионе, а также и Ирану, который расширил свое присутствие в Сирии, указывалось в материале.
Со своей стороны премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что государство усилит борьбу с Ираном после вывода американских войск из Сирии. По его словам, это нужно для того, чтобы не дать иранским силам закрепиться в регионе.
«Мы не намерены сокращать наши усилия. Мы будем наращивать их, и мы знаем, что это будет происходить при полной поддержке США», — подчеркнул Нетаньяху.
Кроме того госсекретарь США Майк Помпео заявил, что американская сторона призывает к восстановлению санкций Совбеза ООН против Ирана. По его словам, СБ ООН не должен «оставлять в стороне» вопрос о действиях Ирана в области создания баллистических ракет.
Он также обвинил власти Тегерана в «разжигании конфликтов» в Сирии и Йемене. Помпео подчеркнул, что ООН необходимо установить меры по инспекции портов и судов в открытом море, чтобы помешать Ирану «обходить действующие ограничения».
В начале нынешнего месяца спецслужбы стран Евросоюза сообщали, что Иран расширяет ракетную программу, увеличивая число испытаний. По данным сотрудников спецслужб, в 2018 году иранская сторона в два раза увеличила число ракетных пусков. В качестве полигона для ракетных испытаний используется территория Сирии.
Отмечалось, что всего Иран провел семь пусков баллистических ракет средней дальности и пять пусков баллистических ракет ближней дальности. В том числе, были запущены три ракеты средней дальности «Шанхаб-3», чей радиус позволяет нанести удар по странам юго-востока Евросоюза.