Издание Business Insider включило российский авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» в список семи худших действующих авианосцев мира. Перечень составлялся по критерию количества аварий и способности нести военную службу в соответствии с изначальным предназначением корабля.
Топ-7 открыл авианосец «Ляонин» Военно-морских сил КНР, представляющий собой усовершенствованную версию советского авианесущего крейсера «Варяг». В 1998 году он был куплен Китаем у Украины за $25 млн якобы для постройки плавучего казино, отбуксован в китайский порт Далянь и достроен до боевого авианосца.
«Ляонин» стал первым китайским авианосцем, и привлек внимание мировой общественности и зарубежных военных специалистов. Тем не менее, у корабля есть существенные проблемы с силовой установкой, и на его борту однажды даже произошел взрыв, выведший из строя всю корабельную электрику, передает ФАН.
В статье Business Insider также говорится, что все советские корабли класса «Киев», куда входят и «Ляонин», и «Адмирал Кузнецов», довольно ненадежные. В качестве примера авторы привели многократные аварии на силовой установке российского крейсера, а также знаменитый переход «Адмирала Кузнецова» через Ла-Манш в 2016 году.
В апреле 2018 года в российском оборонно-промышленном комплексе сообщили о подписании контракта на ремонт авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». Согласно документу, заказчик должен получить корабль в 2021 году, сообщает НСН.
Идея о постройке тяжелого авианесущего крейсера возникла у советского морского командования еще в конце 1970-х годов. В течение нескольких лет среди военных шли споры о целесообразности проекта. Однако весной 1982 года после Фолклендской войны между Великобританией и Аргентиной, где активно применялась палубная авиация, наконец, было принято окончательное решение о постройке «заказа 105» по проекту 1143.5. В 1991 году, после многочисленных переименований, крейсер был спущен на воду и получил имя «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».
Вместе с советскими авианосцами в списке худших оказался самый маленький авианосец в мире — используемый ВМС Таиланда «Чакри Нарубет» («Династия Чакри». — «Газета.Ru»). Корабль был построен в середине 90-х годов испанской фирмой «Басан», и по конструкции схож с авианосцем «Принсипе де Астуриас», построенном ранее этой же фирмой для ВМС Испании.
Большую часть времени «Чакри Нарубет» простаивает в глубоководном порту «Чак Самет» и используется как плавучая база для вертолетов. «Чакри Нарубет» можно считать и самой большой в мире королевской яхтой — во время кратковременных выходов в море на корабле обычно присутствуют члены королевской семьи Таиланда, для размещения которой на борту предусмотрены роскошные апартаменты.
Далее в списке худших авианосцев идет многоцелевой десантный корабль ВМС США USS Wasp, спроектированный для высадки на берег подразделений Корпуса морской пехоты и поддержки морпехов с воздуха самолетами F-35B.
USS Wasp «по загадочным причинам» практически не использовался с 2004 по 2011 год. Ряд отставных военных даже заявили изданию, что корабль полый внутри, и поэтому о его использовании ничего не слышно.
На пятом и шестом местах списка худших авианосцев — австралийские вертолетоносцы типа «Канберра», спущенные на воду в 2014 году и с тех пор простаивающие в портах приписки. Когда один из вертолетоносцев принял участие в морских учениях — его вернули на базу с серьезными проблемами в двигателе.
По неофициальным данным источников в ВМС Австралии, оба корабля могут страдать от проблем в изначальном проекте, связанных с утечкой топлива.
Замыкает список худших авианосцев новейший суперавианосец ВМС США — спущенный на воду в июле 2017 года USS Gerald R. Ford («Джеральд Р. Форд», в честь 38-го президента США, служившего в годы Второй мировой войны на авианосце «Монтеррей». — «Газета.Ru»), являющийся самым дорогим и мощным кораблем в мире.
Однако из-за проблем с силовой установкой он до сих пор простаивает в порту на ремонте и не готов принимать участие в боевых действиях. Кроме двигателей, USS Gerald R. Ford страдает от проблем с электромагнитной системой запуска самолетов и усовершенствованной установкой приземления — они постоянно выходят из строя. Однако специалисты верят, что эти проблемы будут в скором времени разрешены.
Стоит отметить, что хотя у ВМФ России в настоящий момент есть только один авианосец, к 2025 году планируется заложить на отечественных верфях новейший авианосец проекта «Шторм».
Корабль водоизмещением 100 тыс. т сможет принять на борт до 90 самолетов и вертолетов. Ядерная энергетическая установка устранит ограничения по дальности плавания, а ледовый класс дает возможность кораблю заходить далеко за Полярный круг — в Арктику. На летной палубе будет два трамплина и сразу четыре электромагнитные катапульты, а прием самолетов должен обеспечивать аэрофинишер.