Военная операция Турции в контролируемом курдами районе Африн на северо-западе Сирии де-факто началась. Об этом заявил министр обороны Турции Нуреттин Джаникли в интервью телеканалу Ahaber.
«Операция действительно началась», — сказал он.
При этом, как отметил министр, операция началась с трансграничного обстрела, и турецкие военные не были направлены в Африн. Когда на территории Африна начнется полноценная операция, и какие именно турецкие силы в ней будут участвовать, он говорить отказался.
Факт обстрела подтвердили в курдских «Отрядах народной самообороны» (YPG). По их данным, бомбардировка Африна с турецкой территории началась около полуночи и продолжилась в пятницу утром. Турецкие войска выпустили в общей сложности около 70 снарядов по курдским деревням в Африне, сообщили в YPG агентству Reuters.
Как рассказал агентству представитель YPG в Африне Райхат Рой, пятничный обстрел стал самой сильной бомбардировкой со стороны Турции, с тех пор, как количество угроз начать военную операцию против курдов со стороны Анкары увелечилось. YPG будут максимально жестко отвечать на любую атаку, подчеркнул в разговоре с агентством представитель курдской милиции.
«Операция будет выполнена. Террористические организации будут изгнаны оттуда. Это может случиться сегодня, это может случиться завтра, это может случиться вечером. Операция в Африне может занять много времени», — заявил глава министерства обороны Турции.
Курдские отряды YPG являются военным крылом партии «Демократический союз» (PYD), основанной сирийскими курдами 15 лет назад. На данный момент партия фактически исполняет роль местного правительства в сирийском Курдистане. Анкара считает, что PYD является ответвлением от «Рабочей партии Курдистана» (РПК), которая борется за создание курдской автономии в составе Турции. В Турции деятельность РПК запрещена, организация признается террористической Анкарой, а также ЕС, США и рядом других стран мира.
По словам Джаникли, турецкие военные обладают информацией о YPG и, в частности, о том вооружении, которое имеется у курдских отрядов, и о том, где размещены большинство из них. По данным турецких военных, боеприпасов и обмундирования, которым располагают курдские ополченцы, хватит для 25-30 тыс. бойцов.
Как заявил турецкий министр обороны, курдские отряды располагают противотанковыми комплексами, однако туркам есть, что им противопоставить. «У них есть противотанковые комплексы, но, надо сказать, что мы разработали против них свои системы. У нас есть все возможности, в том числе электронные. У нас есть как само оружие, так и электронные средства, которые могут противостоять их атакам и блокировать их», — подчеркнул он.
Ранее 19 января Госдеп США призвал Турцию воздержаться от военной операции против курдов в Сирии. Официальный представитель внешнеполитического ведомства США Хизер Нойерт заявила, что и у Турции, и у возглавляемой США международной коалиции в Сирии и Ираке есть одна цель — продолжать бороться с боевиками террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России).
14 января стало известно, что власти Турции направили на границу с Сирией — в свой южный регион Хатай — танки и другую военную технику в качестве подкреплений пограничным подразделениям.
в субботу 13 января в ответ на действия курдов артиллерия ВС Турции нанесла не менее 36 ударов по курдским объектам в Басуфане, Джиндересе, Дейр Беллите и Радже. Днем ранее глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу раскритиковал США, которые продолжают поставлять оружие курдским отрядам. «США, которые продолжают поддерживать курдских террористов, ставят под угрозу не только безопасность Турции, но и будущее Сирии», — заявил он.
По его словам, продолжающиеся поставки американского оружия в корне подрывают попытки обеспечить территориальную целостность и мир в Сирии.
Предыдущая военная операция Турции в Сирии была завершена чуть менее года назад. Об окончании операции, получившей название «Щит Евфрата», стало известно 29 марта 2017 года. «Щит Евфрата» был направлен как против боевиков ИГ, так и против курдских повстанцев. Операция продлилась семь месяцев и стала самой крупной интервенцией Турции в Сирии с начала войны.