Минобороны России обнародовало данные об эффективности участия российских военных в операции в Сирии, пишет газета «Красная звезда». По представленной статистике, за два года, прошедших с начала операции ВКС России, освобождено почти 87,4% территории Сирийской Арабской Республики. В материале приводятся и другие сведения:
к режиму прекращения огня присоединились 2235 населенных пунктов, российской авиацией совершено 30650 боевых вылетов, нанесено 92006 авиаударов, поражено 96828 объектов террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России).
Минобороны собирается публиковать подобные данные и в дальнейшем.
Напомним, операция российских ВКС в Сирии стартовала в конце сентября 2015 года. Тогда президент России Владимир Путин, как того требует Конституция, обратился в Совет федерации за разрешением использовать военные силы России на территории Сирии. Этому предшествовало обращение к главе РФ со стороны президента Сирии Башара Асада.
Российские сенаторы достаточно быстро согласились, поскольку их убедили в том, что речь идет исключительно об ударах с воздуха, а не наземных операциях.
«Заседание проводили в обстановке секретности, чтобы не допустить утечек в прессу, и намного техничнее, чем прошлое заседание, когда решался вопрос по вводу войск в связи с ситуацией на Украине. Все проголосовали «за» в едином патриотическим порыве. Подчеркивалось, что это санкционирование авиаударов на территории Сирии, а не начало наземной операции», — рассказывал тогда источник «Газеты.Ru». Представителем Путина в той ситуации выступил тогдашний глава администрации президента Сергей Иванов.
Роль России в данных военных действиях носит вспомогательный характер, тогда как основная нагрузка сухопутных операций ложится на войска Башара Асада. В связи с этим ряд экспертов ставили под вопрос эффективность подобных действий. Другой причиной для критики российской операции стали опасения, что вступление в военные действия в Сирии могут повысить риск террористической угрозы для россиян.
Уже в конце октября 2015 года Россия столкнулась с терактом: авиалайнер Airbus A321-231, летевший с Синая в Россию, был взорван террористами. Позже Владимир Путин по предложению Национального антитеррористического комитета прекратил авиасообщение с Египтом.
На протяжении двух лет Москва неоднократно подчеркивала, что целью боевых действий в Сирии является борьба с террористами ИГ, которые подрывают безопасность России в том числе. Вместе с тем российские политики неоднократно подчеркивали, что признают Башара Асада единственным на данный момент законным представителем власти в Сирии. Также Москва отмечает, что российские военные — единственные из присутствующих иностранных сил в регионе, которые получили санкцию на свое присутствие со стороны официального Дамаска.
«Мы, естественно, подтвердили наш подход о том, что при всем признании реальности нахождения американской коалиции в Сирии она все-таки там незваный гость», — заявил недавно глава российского МИДа Сергей Лавров.
Однако в ходе переговоров президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа на полях саммита G20, который прошел нынешним летом в Германии, удалось согласовать режим перемирия в некоторых регионах Сирии. В настоящий момент основные боевые действия ведутся в районе города Дейр-Эз-Зор — последнем «бастионе» террористов ИГ. Взятие Дейр-Эз-Зора будет означать окончание организованного сопротивления боевиков «Исламского государства».
Боевые действия в Дейр-Эз-Зоре ведется правительственными силами Башара Асада при поддержке ВКС России.
Площадками по урегулированию ситуации в Сирии остаются Женевские переговоры и переговоры в Астане. Последние, по оценке спецпосланника ООН по Сирии Стаффана де Мистуры, привели к положительным результатам.
«Астанинский процесс и так называемые встречи в Аммане привели к значительному снижению насилия в Сирии», — сказал он во время выступления на 72-й сессии Генассамблеи ООН.
По словам дипломата, Астана почти полностью выполнила свою цель в военной деэскалации, и настало время для политических переговоров в Женеве.