Пресс-центр штаба АТО заявил 17 сентября в фейсбуке, что возле населенного пункта Новоградовка в Донецкой области упал российский беспилотник модели «Орлан-10». По информации украинских военных, беспилотный летательный аппарат упал «из-за технического сбоя системы» до того, как его успели сбить.
Кроме того, в сообщении отмечается, что падение беспилотника «является доказательством поставок БПЛА и участия Российской Федерации в войне против Украины». Киев обвиняет Москву во вмешательстве в ход конфликта в Донбассе, а также в поддержке ополченцев. Россия подобные обвинения отвергает, заявляя, что не является стороной внутриукраинского конфликта, не оказывает материальной, финансовой и технической помощи ополченцам Донбасса.
Беспилотники «Орлан-10» разрабатываются российским предприятием «Специальный технологический центр», сообщает пресс-центр АТО. «Корпус и двигатель — российского производства, электронная «начинка» родом из Тайваня», — добавили украинские военные.
Этот БПЛА часто используется в Донбассе для разведки и корректировки артиллерийского огня, а стоимость одного «Орлана» достигает 5-7 млн рублей, говорится в заявлении. Также эти беспилотники «несут серьезную опасность» для ВСУ и используются «комплексно, по 2-3 штуки в ходе одной операции».
«Орлан-10» относится к оперативно-тактическому классу БПЛА с малым радиусом действия. Кроме того, он обладает возможностью старта с катапульты, может приземляться с парашютом и при посадке выпускать буфер для компенсации удара об землю.
С начала вооруженного конфликта в Донбассе украинские власти семь раз (включая этот сентябрьский инцидент) заявляли о том, что ВСУ сбили или захватили БПЛА российского производства.
Первый случай был зафиксирован в мае 2014 года, когда был сбит первый «Орлан-10».
В июле того же года украинские силовики сбили два беспилотника того же типа под номерами №10212 возле Зеленополья и под номером №10237 под Амвросиевкой.
В августе 2014 года был сбит еще один «Орлан-10», позже другой БПЛА был найден ВСУ в апреле 2016 года. В ноябре 2016 года украинские военные нашли «Орлан» плавающим в Азовском море возле Мариуполя.
В начале июля 2017 года американский стратегический беспилотник провел многочасовой разведывательный полет вдоль линии разграничения в Донбассе. Модель самолета RQ-4A Global Hawk имеет возможность ведения разведки на глубину до 300 км, что позволяло авиации США наблюдать не только за территориями ЛНР и ДНР, но и приграничными областями России.
Беспилотник вылетел с авиабазы Сигонелла на Сицилии, после чего вошел в воздушное пространство Украины над Николаевской областью и направился в сторону Мариуполя. Выполнив боевую задачу в Донбассе, он покинул воздушное пространство Украины к северу от Молдавии.
Еще раньше, 3 июля, наблюдатели Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ при проведении мониторинга в районе подконтрольного самопровозглашенной Луганской народной республике (ЛНР) Славяносербска потеряли связь с беспилотным летательным аппаратом.
«3 июля вблизи не подконтрольного правительству поселка городского типа Славяносербск (28 километров к северо-западу от Луганска) наблюдатели потеряли связь с беспилотным летательным мини-аппаратом (БПЛА) СММ», — сообщили в пресс службе миссии.
СММ обратилась в Совместный центр по контролю и координации (СЦКК) режима прекращения огня с просьбой оказать содействие в возвращении аппарата.
Первый замглавы миссии ОБСЕ в Донбассе Александр Хуг ранее рассказал «Газете.Ru» о проблемах с беспилотниками в Донбассе.
«Мы часто испытываем ограничения доступа к так называемым участкам разведения сил и средств», — посетовал представитель ОБСЕ.
«Как вы уже упомянули, препятствия касаются также и работы наших технических средств. Наши беспилотники бывают мишенью, их сбивают или глушат, наши камеры ломают. 1 ноября, например, недалеко от села Золотого был обстрелян наш беспилотник малого радиуса действия», — заявил Хуг.
В конце августа 2017 года спецпредставитель США по Украине Курт Волкер заявил, что ответственность за вооруженный конфликт в Донбассе «целиком лежит на России» и что РФ должна «вывести свои войска с территории Украины».
При этом в мае заместитель министра Украины по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука заявил, что Украина в судебном порядке «не смогла доказать присутствие» российской армии в Донбассе.