Судебный процесс по делу о крушении пассажирского Boeing MH17, который был сбит в Донбассе летом 2014 года, будет проходить в Нидерландах. Об этом говорится в заявлении, опубликованном на сайте нидерландского МИДа.
«Страны, входящие в Совместную следственную группу (ССГ) [Австралия, Бельгия, Малайзия, Нидерланды и Украина], решили, что процесс над подозреваемыми должен проходить в Нидерландах в условиях устойчивого международного сотрудничества и поддержки. Это значит, что во время процесса сотрудничество между странами –
участницами Совместной следственной группы продолжится», — говорится в сообщении.
Президент Украины Петр Порошенко уже выразил готовность оказать помощь Нидерландам в скорейшем наказании виновных в крушении самолета. «Сегодня правительством Нидерландов объявлено решение о том, что уголовное производство по делу о сбитом самолете малайзийских авиалиний рейса MH17 [будет] осуществляться в рамках национальной юрисдикции Нидерландов… Украина будет максимально способствовать и оказывать помощь Нидерландам для скорейшего наказания виновных», — заявил он во вторник.
В конце июня голландское издание nu.nl сообщило, что правительство Нидерландов намерено принять решение о том, в каком формате будет проходить суд над подозреваемыми в крушении лайнера, в течение недели. Как отмечалось, Нидерланды не могут самостоятельно решить, где и как именно будет проходить процесс, это решение должны совместно принять страны, сотрудничающие в уголовном расследовании крушения.
Формально кабмин Нидерландов рассматривал два способа привлечения обвиняемых к ответственности: создание международного трибунала или суд в одной из стран, входящих в следственную группу.
При этом издание поясняло, что даже после принятия соответствующего решения
процесс по делу о крушении MH17 не начнется в ближайшее время, так как расследование происшествия все еще продолжается.
Boeing 777, летевший рейсом MH17 «Малайзийских авиалиний» из Амстердама в Куала-Лампур, разбился в небе над Донецкой областью Украины 17 июля 2014 года в 16.20 по местному времени. На борту лайнера находились 298 человек, большинство из которых были подданными Нидерландов. Все они погибли.
На данный момент окончательных итогов расследования авиакатастрофы пока нет. В сентябре 2016 года международная ССГ представила предварительные результаты своего расследования, согласно которым самолет был сбит с территории, подконтрольной ополченцам, из завезенного с территории России зенитно-ракетного комплекса «Бук». Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что эти данные нельзя считать «окончательной правдой». Ранее Песков также призывал учитывать данные, представленные российскими военными.
В середине сентября прошлого года на специальном брифинге в Минобороны заявили, что российские специалисты обнаружили и отправили следственным органам для последующей передачи их голландской стороне новые данные, проливающие свет на катастрофу.
Осенью 2015 года специалисты российского оборонного концерна «Алмаз-Антей» опубликовали итоги собственного расследования катастрофы Boeing. Из него, в частности, следовало, что лайнер был сбит ракетой комплекса «Бук», но устаревшей модификации, уже не использовавшейся российскими военными, с территории, которая на момент трагедии не контролировалась ни одной из сторон конфликта в Донбассе.
В начале июня международная экспертно-журналистская группа Bellingcat опубликовала фотографию, якобы доказывающую российское происхождение установки ЗРК «Бук», из которой, предположительно, был сбит самолет. Блогеры нашли в соцсетях фото механика 53-й зенитно-ракетной бригады (воинская часть 32406), дислоцированной в Курской области, на фоне «Бука» с бортовым номером 332.
Глава российского МИДа Сергей Лавров, комментируя данные Bellingcat, заявил: «...мы не знаем, на основании каких конкретных документов, фактов эти выводы были сделаны». «По крайней мере то, что попало в прессу, ответов на эти вопросы не дает», — отметил министр.
С момента крушения MH17 команда Bellingcat публиковала несколько подробных докладов, посвященных установке ЗРК «Бук», из которой, по версии расследователей, мог быть сбит самолет. В прошлогоднем докладе были перечислены различные детали, позволившие опознать «Бук» с номером 332 с помощью фотоматериалов, снятых с 2009 по 2014 год, в частности фотографий и видео, на которых «Бук 332» виден в колонне, перемещавшейся в июне 2014 года с базы 53-й бригады в населенном пункте Миллерово у российско-украинской границы.
Среди «особых примет» этой установки блогеры обратили внимание на форму бокового щитка гусеницы, «полый» каток гусеницы с правого борта, вмятину на левой боковой панели, порядок подключения электрокабелей, шрифт цифр бортового номера и расстояние между ними, пятна масла и сажи, а также характерные белые железнодорожные маркировки на обоих боковых щитках.