Группа журналистов Bellingcat назвала имя россиянина, якобы причастного к перевозке зенитно-ракетного комплекса «Бук», из которого, по версии следствия, был сбит самолет рейса MH17 над Донбассом. Им оказался ополченец — заместитель одного из лидеров самопровозглашенной Донецкой народной республики Игоря (Стрелкова) Гиркина Сергей Дубинский с позывным «Хмурый», утверждают авторы очередного расследования.
В докладе говорится, что в 2015 году СБУ, изучив аудиозапись переговоров (предположительно) ополченцев, обсуждавших транспортировку «Бука», идентифицировали мужчину с позывным «Хмурый» как Сергея Николаевича Петровского, заместителя министра обороны ДНР Игоря Стрелкова.
Однако после исследования переписки Стрелкова, опубликованной ранее хакерской группировкой «Шалтай-Болтай», авторы расследования Bellingcat установили, по их версии, настоящую фамилию «Петровского» — Дубинский. Согласно докладу, это 54-летний уроженец Донецкой области Украины, ветеран войны в Афганистане, возможно, после распада СССР проходивший службу в частях Главного разведывательного управления Вооруженных сил России, однако, скорее всего, уволившийся из армии до войны в Донбассе.
Сейчас Дубинский живет в Ростовской области. В его аккаунтах в соцсетях активисты Bellingcat обнаружили совместные фотографии мужчины с российскими артистами Михаилом Пореченковым и Иваном Охлобыстиным. Согласно подписям, снимки были сделаны в 2014 году в ДНР.
По версии Bellingcat, по территории России «Бук» также могли перевозить военнослужащие 69-й отдельной бригады материально-технического обеспечения Вооруженных сил России. К этому выводу исследователи пришли, изучив фотографии в соцсетях, сделанные военными в Ростовской области.
В сентябре прошлого года прокуратура Нидерландов, расследовавшая трагедию, заявила, что Boeing MH17 авиакомпании Malaysian Airlines разбился из-за попадания в него ракеты зенитно-ракетного комплекса «Бук», который находился на территории, контролируемой ополченцами самопровозглашенной ДНР.
По данным голландских следователей, установлено более 100 человек, причастных к транспортировке «Бука» из России на Украину и обратно. Их имена не были опубликованы, так как пока в ходе расследования официальных обвинений никому не предъявлено.
Незадолго до объявленной заранее даты публикации отчета голландского следствия, 22 сентября, российский концерн «Алмаз-Антей» заявил, что располагает важными радиолокационными данными о воздушной обстановке за 17 июля 2014 года в районе крушения Boeing MH17. Позже на брифинге в московском Центре управления повседневной деятельностью Воздушно-космических сил начальник радиотехнических войск ВКС генерал-майор Андрей Кобан рассказал, что новые данные были отправлены российским следственным органам для последующей передачи их голландской стороне.
По его словам, российский трассовый радиолокационный комплекс «Утес-Т», расположенный в поселке Усть-Донецк Ростовской области и предназначенный для управления воздушным движением самолетов на трассах гражданской авиации, не зафиксировал ракету, выпущенную по МН17.
Если бы гражданский самолет сбила ракета ЗРК «Бук», выпущенная из любого района восточнее точки катастрофы, то есть населенного пункта Снежное, то она была бы зафиксирована в данных первичной радиолокационной информации «Утес-Т», подчеркнул тогда Кобан.
Во время брифинга журналистам российских и иностранных изданий военные продемонстрировали запись с мониторов усть-донецкого радиолокатора, на которых был виден МН17 в последние минуты и секунды до катастрофы. Кобан обратил внимание журналистов, что в этот момент гражданская РЛС у самой границы с Украиной зафиксировала российский беспилотник «Орлан-10», несмотря на его небольшие размеры (длина около 2 м) и корпус из композитных материалов. По мнению генерала, это подтверждает, что пятиметровая металлическая ракета ЗРК «Бук» не осталась бы незамеченной. Во всяком случае, будь она запущена восточнее места трагедии.
Тогда в Минобороны подчеркнули, что технические возможности российских средств объективного контроля «не позволяют сделать вывод о том, был ли произведен пуск ракеты с территорий, находящихся южнее или западнее точки катастрофы».
По мнению российских военных, прояснить ситуацию с возможным пуском ракеты с этих территорий могли бы космические снимки, о существовании которых заявляли в США и на Украине. Кроме того, тень на украинскую сторону бросает тот факт, что она до сих пор не обнародовала данные со своих РЛС в день трагедии, считают в Минобороны России.
Заместитель главного конструктора предприятия производителя «Утес-Т» — научно-производственного объединения «Лианозовский электромеханический завод» — Виктор Мещеряков уточнил, что усть-донецкий радиолокатор не зафиксировал никаких других воздушных судов вокруг MH17 в последние минуты его полета, кроме двух гражданских самолетов к востоку от Boeing.
По словам Мещерякова, МН17 был обнаружен ростовским радиолокатором на расстоянии 404 км от Усть-Донецка в диапазоне первичной радиолокационной информации, а затем на дальности 362 км — во вторичной (то есть когда «Утес-Т» уловил уже не отраженные от самолета радиоволны, а сигнал от бортового оборудования самого Boeing).
ЛЭМЗ ранее сообщал, что соответствующие данные были получены специалистами предприятия еще в конце июля 2014 года в рамках проведения плановых сервисных работ по замене носителей информации с головных процессоров.
Как уверяют на предприятии, до недавнего времени изъятые носители информации хранились исключительно на самом ЛЭМЗ «с целью дальнейшего контроля качества работы системы: выявления и анализа возможных неисправностей и предотвращения вероятных ошибок в работе комплекса».
Только в июле 2016 года, после официального запроса Следственного комитета России в АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» о предоставлении для помощи международному расследованию всей имеющейся информации по катастрофе малайзийского самолета, специалисты ЛЭМЗ, проверив хранящуюся на предприятии архивную информацию, выявили наличие, возможно, интересующих следствие материалов за 17 июля 2014 года.
В 2014 году в Минобороны упирали на версию о том, что в день крушения MH17 российскими РЛС был зафиксирован набор высоты в направлении малайзийского Boeing украинским самолетом типа Су-25. Удаление штурмовика от гражданского лайнера якобы составляло от 3 до 5 км. Военные тогда подчеркивали, что Су-25 по своим характеристикам способен «кратковременно» достигать необходимой для атаки малайзийского Boeing высоты в 10 тыс. м, а в состав его штатного вооружения входит ракета класса «воздух-воздух» Р-60, способная захватывать и поражать цель на удалении в несколько километров.
Тогда информацию военные подтвердили видеокадрами работы Ростовского зонального центра Единой системы организации воздушного движения.
Позже официальный представитель СК Владимир Маркин заявил, что российские следователи даже получили показания украинского летчика, подтвердившего причастность к катастрофе Су-25 вооруженных сил Украины.
В январе австрийское издание Der Standard сообщило, что следователи из Нидерландов не смогли использовать переданные им данные российских радаров с информацией о крушении Boeing в Донбассе.
«Необходимо больше информации, чтобы понять, что именно зафиксировали радары», — объяснил изданию представитель голландской прокуратуры.
По его словам, информация с РЛС была передана в формате, который не соответствует международным стандартам. Теперь запрос о предоставлении данных направлен голландской стороной в Москву повторно. При этом на сайте производителя радиолокатора «Утес-Т» — Лианозовского электромеханического завода (далее — АО «НПО «ЛЭМЗ», входит в АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей») утверждается, что он соответствует требованиям ИКАО и евроконтроля.
На борту сбитого 17 июля 2014 года над Донецкой областью Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, летевшего из Амстердама в Куала-Лумпур, находились 283 пассажира и 15 членов экипажа. Все они погибли. Расследование голландской прокуратуры с целью установления виновных продолжается.