Пентагон планирует вложить $8 млрд в усиление своего присутствия в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), сообщает The Wall Street Journal. Военное ведомство США планирует в течение ближайших пяти лет направить средства на модернизацию военной инфраструктуры в регионе, проведение учений и развертывание новых сил и кораблей.
Сторонники плана считают, что это позволит эффективнее показать заинтересованность США в присутствии в регионе. Впрочем, как отмечается, Белый дом продолжает работать над политикой США в АТР.
В конце апреля 2017 года директор ЦРУ Майк Помпео прибыл в Южную Корею с необъявленным визитом для обсуждения ситуации с КНДР, в ходе которого встретился с главой Национальной разведывательной службы страны Ли Бён Хо, а также с представителями администрации президента и послом США в Южной Корее Марком Кнеппером.
Несколькими днями позднее президент США Дональд Трамп обсудил с премьер-министром Таиланда Праютом Чан-Оча и премьером Сингапура Ли Сянь Луном поддержание экономического и дипломатического давления на Северную Корею. В тот же день американский лидер провел телефонный разговор с президентом Филиппин Родриго Дутерте.
«Это была дружеская беседа, в которой лидеры обсудили проблемы Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, касающиеся региональной безопасности, в том числе угрозы со стороны Северной Кореи. Стороны обсудили важность альянса между США и Филиппинами, который движется сейчас в очень позитивном направлении», — заявили в связи с этим в Белом доме.
Также 1 мая представители вооруженных сил США заявили о готовности системы ПРО США THAAD, расположенной в Южной Корее, к перехвату ракет. По их словам, система располагает «исходными характеристиками по перехвату ракет». Однако представители Китая выступили против активизации данной системы ПРО, опасаясь использования американской стороной радаров с целью шпионажа.
Тогда же два стратегических бомбардировщика B-1B взлетели с американской авиабазы Андерсен на острове Гуам в Тихом океане и при поддержке ВВС Южной Кореи и Японии отработали бомбовый удар по территории Северной Кореи.
Минобороны Южной Кореи проинформировало: это было сделано для того, чтобы предотвратить провокации и проверить готовность к предполагаемым новым ядерным испытаниям в КНДР. ВВС США лишь подтвердили факт учений. В Пхеньяне же заявили, что целью полета американских бомбардировщиков была репетиция ядерного удара по важнейшим объектам страны.
Нынешняя эскалация ситуации в азиатском регионе продолжается больше месяца. В преддверии празднования 15 апреля 105-й годовщины со дня рождения основателя КНДР Ким Ир Сена и 85-й годовщины образования Корейской народной армии появились опасения о проведении Пхеньяном под праздничные даты очередных — шестых — ядерных испытаний в обход запрета ООН.
12 апреля Трамп распорядился отправить соединение во главе с атомным авианосцем Carl Vinson к берегам Корейского полуострова — позднее, правда, оказалось, что авианосная группировка продолжает выполнять запланированные совместные учения с австралийским флотом в 5 тыс. км южнее. Со своей стороны Пхеньян провел масштабные артиллерийские учения, а также неудачные испытательные запуски баллистических ракет.
Более того, ситуация с северокорейским кризисом косвенно может сказаться и на российско-американских отношениях. Так, 5 мая палата представителей конгресса США большинством голосов приняла законопроект, направленный на ограничение международной торговли с КНДР. В документе указывается, в частности, что президент США ежегодно должен сообщать конгрессу о том, как выполняются санкции, а также о нарушениях санкционного режима со стороны третьих стран, которые осуществляют торговлю с КНДР.
Под подозрением американских властей в несоблюдении санкционного режима находятся Китай, Иран и Россия. В случае обнаружения нарушений со стороны этих государств США обещают поставить об этом в известность Совет Безопасности ООН. Среди российских портов в докладе упоминаются порты Находки, Ванино и Владивостока. Все три имеют важнейшее значение для внешнеторговой деятельности России.