Гипотетический вооруженный конфликт с Россией или Китаем, по мнению военных теоретиков армии США, может вылиться в масштабные операции с применением крупных общевойсковых и танковых соединений. В этих целях сухопутные войска США разрабатывают новые «Основы подготовки и ведения операций», или FM 3.0 Operations, пишет издание Warrior.
FM в названии документа — аббревиатура от Field Manual, что на русский язык обычно переводят как «полевой устав». Если приблизить это к похожим российским терминам, можно перевести название документа как «Основы подготовки и ведения операций 3.0».
Сейчас высший руководящий состав сухопутных войск США и разработчики документа проводят экспертизу FM 3.0. Предполагается, что ее результаты будут готовы к октябрю 2017 года.
«Мы работаем над следующей версией «Основ подготовки и ведения операций». Геополитическая обстановка, потенциальные возможности наших противников непрерывно изменяются и совершенствуются, и мы не в состоянии позволить себе отставание», — рассказал журналистам заместитель начальника штаба сухопутных войск США Рики Смит, курирующий вопросы боевой подготовки и разработки доктринальных документов.
По его словам, разработчики нового документа отдают себе отчет в том, что в течение ближайших десятилетий еще будут сохраняться террористические угрозы и угрозы от повстанческих отрядов. Тем не менее FM 3.0 будет фокусироваться на готовности к высокотехнологичной вооруженной борьбе против технологически продвинутых противников с авианосцами, самолетами с малой радиолокационной заметностью, гиперзвуковым оружием, беспилотными летательными аппаратами, средствами разведки дальнего действия и высокоточным оружием. Все это требует от вооруженных сил США отвечать на быстро изменяющиеся угрозы.
«Действия против партизан никуда не уходят и всегда будут оставаться константой. Однако мы должны быть готовы к ответу на равнозначные угрозы от национальных государств», — объяснил генерал Смит.
По его словам, после 15 лет борьбы против партизан в Ираке и Афганистане и снижением общей напряженности боевых действий в этих странах сухопутные войска ВС США в боевой и оперативной подготовке делают акцент на ведение вооруженной борьбы с равноценным по численности и боевым возможностям противником. В новых доктринальных документах эта тенденция будет закреплена соответствующими статьями уставов и наставлений.
Существующие уставные документы США учитывают полный спектр современных угроз, в том числе таких, как «гибридная война», однако возможность крупномасштабного вооруженного конфликта с противником, который имеет оружие и технологии, сопоставимые с американскими, проработана, по мнению специалистов, далеко не в полном объеме.
ИГ (запрещенная в России организация), «Хамас» и «Хезболла», относящиеся к непримиримым противникам США, способны вести боевые действия со смешением тактики общевойсковых подразделений и террористических угроз.
Они используют современные средства разведки и системы вооружения, в том числе и высокоточного (в частности, противотанковые управляемые ракеты). Вооруженная борьба против подобных формирований требует сочетания определенных приемов и способов, причем как тактики действий против партизан, так и ведения боевых действий с полноценными общевойсковыми подразделениями. И к этому тоже надо готовить сухопутные войска США, считают разработчики нового документа.
В свою очередь, Россия и Китай утверждают, что разработали истребители пятого поколения с малой радиолокационной заметностью, а также новые средства ведения радиоэлектронной борьбы и перспективные системы ПВО, которые в состоянии ставить мощные помехи в широком диапазоне частот и поражать самолеты противника на существенно больших дальностях, рассуждают американские военные.
Москва и Пекин обладают высокоточными противокорабельными ракетами дальнего действия (по мнению американских специалистов, с дальностью полета до 900 миль), предназначенные в первую очередь для поражения авианосцев ВМС США. Это существенно затрудняет боевые действия американских авианосцев в конкретно взятых областях Мирового океана и резко снижает их боевые возможности.
Когда речь идет о боевых действиях на континентальных театрах военных действий, в новых доктринальных разработках отражено ясное понимание того, что сухопутные войска США больше не единственная в мире армия, которая обладает высокоточным оружием большой дальности, пишет Warrior.
Высокоточные бомбы типа JDAM и другое управляемое с помощью GPS оружие, запущенное с самолетов-носителей, существовали со времен войн в Персидском заливе. На протяжении последних десяти лет в США появились высокоточные боеприпасы к ствольной артиллерии, такие как 155-мм снаряды типа «Экскалибур», корректируемые по GPS. Они в состоянии поражать цели на дальности 30 км. Это оружие поступило на вооружение сухопутных войск США в 2007 году. Однако потенциальные противники США также обладают ствольной артиллерией с высокоточными боеприпасами.
Кроме того, на оснащение сухопутных войск США поступила реактивная система залпового огня с управляемыми по GPS ракетами. Она в состоянии поражать объекты противника на удалении до 70 км.
Это еще один пример передовых американских технологий, появившихся в последние годы. Однако к подобным решениям подтягиваются и потенциальные оппоненты США.
Беспилотные летательные аппараты типа Shadow или Gray Eagle, состоящие на вооружении сухопутных войск США, также больше не являются каким-то исключением на мировом рынке вооружений, отмечают американские специалисты.
В действующих на сегодня уставных документах подчеркивается, что проводимые операции и боевые действия должны быть так называемого «полного спектра», то есть включать адекватные ответы на угрозы со стороны государств-противников и негосударственных объединений. Руководящие документы отмечают важность эффективной борьбы против партизан и осуществления операций по стабилизации обстановки.
В разрабатываемой доктрине говорится, что сухопутные войска США должны быть готовы к асимметричным действиям против боевых групп повстанцев, которые часто сознательно смешиваются с гражданскими населением.
Операции «полного спектра» подразумевают также «психологические операции», гуманитарные миссии, задачи «обучать и вооружать» лояльные ВС США формирования, а также укреплять сотрудничество с союзниками по всем направлениям.
27 апреля 2017 года командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Гарри Харрис во время слушаний в конгрессе США заявил: «Наши противники адаптировались, чтобы противостоять асимметричным преимуществам Соединенных Штатов. Нам надо выработать новые подходы к ведению вооруженной борьбы, совершенствовать новые технологии и передовые подходы к ведению операций, чтобы поддерживать наше превосходство над потенциальными противниками. Нам нужны системы, которые быстры, дальнего действия, смертельно опасны для противника, способны к выживанию, объединены в сеть, быстро развертываемы и маневренны. Учитывая существующие технологии, такие системы должны быть относительно недорогими».
Современное ведение боевых действий, по мнению американских военачальников, включает возможность быстрой переадресации (целеуказания) возникающих угроз для эффективного противодействия им в различных средах — в киберпространстве, в сфере ведения радиоэлектронной борьбы, применения высокоточного оружия, противоборства в космосе, массированного использования беспилотных летательных аппаратов и так далее. Эта система получила в США название C4ISR (Command, Control, Communications, Computers, Intelligence, Surveillance and Reconnaissance).
В качестве примера приводится возможность палубного штурмовика ВМС США F/A-18 корректировать огонь ствольной артиллерии сухопутных войск США на предельных дальностях или использование ракетных комплексов сухопутных войск для поражения надводных целей.
Эта концепция, по мнению генерала Смита, особенно важна, поскольку потенциальные противники США обладают возможностями сорвать или дезорганизовать операции вооруженных сил США.