Заместитель начальника Главного оперативного управления Генштаба России Виктор Познихир заявил, что развертывание системы противоракетной обороны (ПРО) США сужает возможности для диалога по ядерному разоружению и угрожает свободному использованию космического пространства.
«Наращивание потенциала американской ПРО стимулирует гонку вооружений, прежде всего стратегических, вынуждает другие государства принимать ответные военные и военно-технические меры.
Глобальная система ПРО США представляет угрозу для свободного использования космического пространства любым государством», — сказал военный в ходе своего выступления на конференции по разоружению в Женеве.
По его словам, американская ПРО имеет возможность уничтожить почти все низкоорбитальные космические аппараты. При этом угроза, отметил он, существует для космической деятельности любого государства, включая Россию, поскольку корабли, на которых размещены элементы противоракетной обороны, действуют по всему миру, сообщает РИА «Новости».
Он добавил, что Россия вынуждена принимать адекватные ответные меры на такие действие Пентагона, «но безопасней от этого мир не станет». По его мнению, к 2022 году на вооружении США будет находиться более тысячи ракет.
«Такое количество огневых средств ПРО представляет серьезную угрозу для российского потенциала сдерживания, в особенности с учетом постоянно ведущихся работ по модернизации огневых комплексов ПРО», — признался генерал.
Кроме того, по мнению российских военных, расположение американских баз ПРО в странах Европы, военных судов ПРО в акваториях морей и океанов, приближенных к российской территории, создает мощный скрытный ударный потенциал для возможного нанесения внезапного ракетно-ядерного удара по России.
«Американская система не пропорциональна тем угрозам, которые сегодня существуют. Тысячи противоракет против нескольких с ограниченными возможностями ракет Ирана и Северной Кореи — это очень много.
Вашингтон не предоставил Москве аргументы, которые бы оправдали столь существенное расширение противоракетной обороны», — пояснил Познихир.
В связи с этим, по признанию замглавы управления Генштаба, Россия заявляла об опасности, которую представляет глобальная система ПРО для стратегического баланса сил в мире. Москва предлагала провести совместный анализ рисков и угроз, чтобы оценить, какая ПРО была бы адекватна ситуации в мире и не создавала предпосылок к новой гонке вооружений в стратегической сфере.
«Также Минобороны предлагало развернуть совместную российско-американскую архитектуру ПРО в Европе. Однако все эти инициативы были отвергнуты. Аргументы не воспринимаются, очевидные факты игнорируются», — резюмировал военный.
В данный момент НАТО и Россия готовятся к двусторонним переговорам, запланированным на 30 марта. Они пройдут в рамках Совета Россия – НАТО, единственного дипломатического механизма, связывающего две стороны. Главное беспокойство Североатлантического альянса представляют российские ракетные комплексы «Искандер», размещенные в Калининграде.
По данным немецкого издания Der Spiegel, на предстоящей встрече представители Североатлантического альянса выразят Москве свое недовольство этими комплексами. В связи с этим
директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД России заявлял, что Москва не будет отчитываться за «Искандеры», а глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров сказал, что в отличие от США и их союзниц по НАТО Россия размещает вооружения на своей территории.
В начале марта заместитель председателя Объединенного комитета начальников штабов США генерал Пол Сельва заявил в интервью Reuters, что Россия развернула на своей территории крылатые ракеты наземного базирования и этими действиями нарушила «дух и саму сущность» Договора о ракетах средней и малой дальности (РСМД), а также создала угрозу для НАТО.
Против ПРО США также выступала Северная Корея. Военное ведомство азиатской страны призвало США немедленно прекратить военные маневры и вывести системы ПРО с территории Южной Кореи. В частности, выражалось обещание, что если США «потеряют разум» и нападут на КНДР, то северокорейские военные «превратят в пепел основные базы агрессии и провокации».