Третий раунд переговоров по Сирии в Астане на высоком уровне официально завершился. Во встрече приняли участие делегации стран-посредников — России, Турции и Ирана, вооруженная оппозиция на переговоры так и не приехала. Следующий этап переговоров пройдет в столице Казахстана 3–4 мая, сообщает казахский портал TengriNews со ссылкой на замглавы МИД республики Акылбека Камалдинова.
Как он уточнил, в начале мая в Астане состоится четвертый раунд переговоров на высоком уровне, а в апреле стороны договорились провести консультации экспертов. Как ожидается, они пройдут 18–19 апреля в Тегеране.
По словам собеседника «Газеты.Ru», близкого к астанинским переговорам, информация о том, что на встречу может приехать «техническая» делегация вооруженной оппозиции, появилась еще накануне. Он также добавил, что резко против приезда в Астану вооруженной оппозиции были политические оппозиционные силы Сирии.
Утром 15 марта в МИД Казахстана заявили, что третий раунд переговоров в Астане продлевается на один день в связи с ожидаемым приездом представителей вооруженной оппозиции. Как уточнили в ведомстве, в среду вечером в Астану приедет делегация из семи человек, представляющих Северный и Южный фронты оппозиции.
Спецпредставитель президента России Александр Лаврентьев, который возглавляет в Астане российскую делегацию, выразил сожаление в связи с тем, что вооруженная оппозиция не принимала участие во встрече на высоком уровне. Как уточнил, переговоры с ней все же состоятся, но на более низком уровне. «Мы оставляем в Астане часть делегации России, часть делегаций Турции и Ирана для проведения подробных консультаций по интересующим вооруженную сирийскую оппозицию вопросам», — рассказал он.
В пресс-службе казахского МИД уточнили, что оппозиция проведет консультации с российскими, турецкими и иранскими экспертами по вопросам перемирия.
О том, что вооруженная оппозиция отказалась приехать на третий раунд астанинских переговоров, стало известно 13 марта. На следующий день полковник оппозиционной «Свободной сирийской армии» (ССА) Фарес аль-Бабеш пояснил «Интерфаксу», что отказ связан с ударами ВКС России по их позициям.
«Российская авиация нанесла удары по позициям, по мирному населению, что привело к тому, что мы были вынуждены покинуть свои дома. Это не позволило нам принять участие во встрече. Мы хотели быть честными с Россией, но, к сожалению, Москва не сделала шаги навстречу», — утверждал он.
То, как вооруженная оппозиция объяснила свой отказ от участия в переговорах, «не выдерживает никакой критики», заявил «Газете.Ru» председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. Как он рассказал, мониторинг режима прекращения огня в последнее время фиксирует радикальное сокращение количества нарушений перемирия, а по состоянию на 14 марта в Сирии впервые не было зафиксировано ни одного случая нарушения режима прекращения боевых действий.
«Так что эти обоснования выглядят абсолютно натянутыми и не создают никакого повода для корректировки действий тех или иных сторон. Поэтому намеченная повестка дня переговоров должна сохраниться в полном объеме», — сказал Косачев.
Вместе с тем сенатор признал, что «искренне рассчитывает» на приезд вооруженной оппозиции в Астану. «Третий раунд изначально планировался с их участием, поэтому никакой необходимости модернизировать повестку дня в связи с их приездом совершенно точно не существует», — отметил он.
Ранее собеседники «Газеты.Ru», знакомые с ходом переговоров, говорили, что основными темами, которые стороны будут обсуждать в Астане, станут вопросы перемирия, карты террористов и новой сирийской конституции. Как рассказал 15 марта глава делегации Дамаска Башар Джаафари, изначально вопрос конституции в повестке дня не стоял, но представители сирийских властей провели по этому вопросу дополнительную консультацию с российской стороной.
«[На дополнительной консультации] мы услышали предложение, связанное с конституцией. У нас были мысли по этой теме, мы передали их российской стороне. Мы попросили у них обсуждения данной темы. Тема продолжает обсуждаться российской и сирийской сторонами», — приводит слова Джаафари РИА «Новости».
Формат переговоров с вооруженной сирийской оппозицией является новым, и он уже дал свои результаты в ходе предыдущих встреч в Астане, в частности, во многом благодаря этому было заключено соглашение о прекращении огня, рассуждает в разговоре с «Газетой.Ru» старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов.
«Но на переговорах представлен конгломерат различных оппозиционных группировок, в основном исламистских, которые курируются различными внешними силами. Эти силы и тем более сами группировки преследуют свои цели в регионе. Поэтому перерывы в этих переговорах и их срывы вполне возможны и к ним надо относиться с пониманием», — говорит эксперт.
По мнению Долгова, переговоры с вооруженной оппозицией нужно воспринимать только как этап на пути к разрешению сирийского конфликта.
«Не нужно питать иллюзий, что в результате этих переговоров будут достигнуты какие-то кардинальные результаты и что они приведут к разрешению конфликта.
На переговорах в Астане решаются вопросы только военного характера», — подчеркнул он.