Начальник Генерального штаба Вооруженных сил России генерал армии Валерий Герасимов выступил с лекцией в академии Генштаба в рамках курса «Армия и общество» для офицеров, чиновников и экспертов, в числе которых был и военный обозреватель «Газеты.Ru». Среди прочего военачальник рассказал, что военнослужащие, хорошо зарекомендовавшие себя в ходе боевых действий в Сирии, при выдвижении на вышестоящие должности получают в российской армии «зеленый свет».
«Истинная цена офицера и генерала может быть определена только в ходе вооруженной борьбы. Хорошие администраторы и хозяйственники не всегда так же хорошо проявляют себя на полях сражений», — подчеркнул генерал.
Сирийский опыт Герасимов назвал «бесценным». По его словам, уже сейчас получившие боевой опыт командующие войсками, начальники штабов и начальники оперативных управлений военных округов укрепили армию, сделав ее сильной, как никогда в новейшей истории.
«Нам нужны настоящие военачальники в каждой сфере вооруженной борьбы. Однако победа в конечном счете куется на земле, поэтому, несмотря на всю важность, к примеру, воздушно-космической составляющей в ходе боевых действий, роль общевойсковых командиров не только не теряет своей актуальности, а даже усиливается, — объяснил Герасимов собравшимся офицерам. — Нам нужны думающие, инициативные, волевые и энергичные командиры, способные действовать внезапно и побеждать противника на полях сражений. Особое внимание при этом должно быть обращено на нестандартные способы ведения боевых действий. Шаблон и слепое следование положениям уставных документов на войне недопустимы».
Важнейшими составляющими успеха в современной войне Герасимов назвал «обман и дезинформацию противника», которые, по его словам, во время боевых действий должны осуществляться «непрерывно».
На подготовку соответствующих этим требованиям командиров и должна быть направлена работа российских военных вузов и академии Генштаба в первую очередь, подчеркнул Герасимов.
Начало антитеррористической операции ВКС России в конце сентября 2015 года стало важным переломным моментом в шестилетней гражданской войне в Сирии. За год были сорваны планы исламистов по захвату Дамаска, Хамы, Хомса, Латакии и других менее крупных сирийских городов.
Однако к началу оказания российской военной помощи правительственные войска Сирии практически полностью утратили боеспособность, армия последовательно и почти без сопротивления оставляла территории одну за другой, рассказал «Газете.Ru» собеседник, близкий к оперативному руководству операцией.
По его словам, российские военные специалисты в качестве советников были направлены практически во все сирийские соединения и воинские части. На самых опасных участках российские офицеры были прикреплены даже к штабам батальонов.
Важно было также самим присутствием российских военных поднять боевой дух сирийской армии — убрать страх перед опасным, мотивированным и хорошо вооруженным противником.
Первые наступательные действия сирийских военных начались уже в октябре 2015 года в провинциях Хама и Латакия на севере страны, а также под Дамаском. Всего же с 30 сентября 2015 года при поддержке российских военных были освобождены более 12,5 тыс. кв. км территории: более 500 населенных пунктов и 425 ключевых высот.
Среди уничтоженных боевиков, по данным российского военного командования, не менее 360 полевых командиров и больше 2,5 тыс. граждан России и стран СНГ.
Практически все операции, проведенные сирийскими правительственными войсками в Алеппо, Пальмире, горной Латакии, провинциях Деръа и Дамаск, были спланированы, подготовлены и осуществлены под руководством российских военных советников.
Во время освобождения восточной части Алеппо город был поделен на сектора и за каждым ответственным представителем сирийского командования стоял российский военный советник.
В критические моменты боевых действий российским советникам приходилось самим браться за оружие, признает собеседник «Газеты.Ru».
Но основной их задачей было не подменять сирийских командиров, а учить их воевать и проводить эффективные наступательные операции.
Кроме военных советников в Сирию из России прибыли и технические специалисты. С участием последних было восстановлено около полутора тысяч единиц вооружений и военной техники сирийской армии, включая танки, БМП, реактивные системы залпового огня, крупнокалиберные пулеметы, автомобили и инженерную технику.
Большая помощь была оказана сирийским ракетным войскам и артиллерии. Российские офицеры обучали командиров ракетных и артиллерийских формирований, готовили расчеты пусковых установок ракетных комплексов.
Специалисты из России также участвовали в восстановлении тактических ракетных комплексов «Точка» и РСЗО «Смерч» ракетной бригады вооруженных сил Сирийской Арабской Республики.
В течение 2016 года на специально созданных войсковых полигонах и центрах подготовки были проведены три цикла обучения, в ходе которых к ведению боевых действий были подготовлены 15 пехотных батальонов, не считая инженерных, артиллерийских и других специальных подразделений.
Созданный в феврале 2016 года Центр по примирению враждующих сторон (ЦПВС) менее чем за год распределил среди населения более 1000 тонн продовольствия, медикаментов и предметов первой необходимости, доставленные в Сирию не только из России, но и из Белоруссии, Сербии, Армении, Азербайджана и Казахстана.
В осажденный боевиками запрещенного в России «Исламского государства (организация запрещена в России)» город Дейр-эз-Зор российскими самолетами доставлялась гуманитарная помощь ООН. Парашютным способом туда было сброшено уже больше 3 тыс. тонн гумпомощи.
При участии российских специалистов ЦПВС проводились гуманитарные акции ООН, Международного комитета Красного Креста и Сирийского арабского Красного Полумесяца на территориях, занятых боевиками. Несколько военнослужащих ЦПВС были ранены во время организации гуманитарных коридоров для выхода тысяч мирных жителей и боевиков из Восточного Алеппо в Идлиб и другие районы.
По словам участников операции, даже джихадисты из запрещенной в России террористической организации «Джебхат ан-Нусра» (организация запрещена в России) и союзных ей формирований сами требовали участия российских военных в переговорах, когда покидали район Уаер в Хомсе, Дарайю, Хан-эш-Ших и другие населенные пункты оазиса Западная Гута под Дамаском.
Слово российского офицера нужно было террористам в качестве гарантии соблюдения договоренностей со стороны сирийского командования.
Сейчас офицеры ЦПВС заняты мониторингом режима прекращения боевых действий, введенного в Сирии под гарантии России, Турции и Ирана. Российским офицерам приходится участвовать в переговорах с командованием вооруженных отрядов оппозиции. Часто с большим риском для жизни. Недавно под обстрел радикалов попала команда российских специалистов в районе Вади-Барада северо-западнее Дамаска, где в итоге, несмотря на инцидент, удалось добиться присоединения местных полевых командиров к перемирию. Последнее способствовало восстановлению водоснабжения в сирийской столице.
В Восточном Каламуне под гарантии российской стороны удалось добиться взаимодействия между проправительственными силами и оппозицией в борьбе против ИГ.