Индия готова приступить к совместной с Россией работе над истребителем пятого поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft, аналог российского перспективного истребителя Т-50) только при условии полной передачи технологий, передает The Times of India со ссылкой на источники в министерстве обороны страны.
По данным издания, таким образом руководство страны планирует «не повторять ошибок», которые допустило во время заключения соглашения о приобретении самолетов Су-30МКИ.
Индийская государственная компания Hindustan Aeronautics собирает эти самолеты на индийской территории из импортируемых комплектов, но по-прежнему не может производить их самостоятельно, объяснил источник The Times of India. При этом Су-30МКИ обходятся стране дороже, чем закупка аналогичных самолетов в России. Минобороны Индии заказало 272 таких истребителя, 240 из них уже введены в эксплуатацию.
В этот раз Нью-Дели рассчитывает использовать технологии и наработки совместного с Россией проекта, чтобы самостоятельно модернизировать самолет в будущем и создать собственную машину пятого поколения — средний истребитель AMCA (Advanced Medium Combat Aircraft).
Россия и Индия подписали соглашение о совместной разработке FGFA еще в 2007 году. По оценке The Times of India, индийцы уже потратили на работу над истребителем пятого поколения $25 млрд. Всего Индия рассчитывает приобрести для ВВС страны 127 самолетов FGFA по приемлемой цене, с учетом предыдущих затрат.
При нынешних расходах один FGFA обойдется индийскому бюджету по цене около $100 млн за единицу, что сопоставимо со стоимостью закупок Пентагоном новейших американских истребителей пятого поколения F-35.
Серийное производство истребителя планируется начать в 2021 году. В 2015 году стороны завершили эскизное проектирование FGFA, а в прошлом году приступили к согласованию условий контракта. В феврале минобороны Индии сообщило, что учредило комиссию, которая в течение месяца должна подготовить отчет по вопросам, связанным с производством и поставками FGFA.
«Передать-то технологии можно, но способна ли индийская сторона освоить их — вот в чем вопрос. Вместе с технологиями в этом случае надо передавать всю авиапромышленность, а ее не передашь.
Это скорее политический лозунг, чем какое-то разумное техническое требование», — прокомментировал позицию индийской стороны источник «Газеты.Ru» в Объединенной авиастроительной корпорации.
«Требования индийской стороны похожи на каприз», — считает заместитель директора Центра стратегий и технологий Константин Макиенко.
«Индийцы за последнее время несколько поиздержались в финансовом плане. В первую очередь это связано с закупками Дели французских истребителей «Рафаль» и американских военно-транспортных самолетов С-17 «Глоубмастер» III. Не то чтобы деньги совсем закончились, но некая напряженность у индийцев все же чувствуется, — объясняет Макиенко. — Кроме того, все решения индийской стороной принимаются с большой задержкой по времени.
В этом плане Дели запросто может дождаться такой ситуации, когда у Китая появится истребитель пятого поколения J-31 гораздо раньше, чем у Индии».
Более того, по словам эксперта, эти технологии благодаря развитому военно-техническому сотрудничеству между Пекином и Исламабадом могут плавно перейти в Пакистан, а Дели так и останется с истребителями Су-30МКИ. Китай уже получил небольшое технологическое преимущество перед Индией, закупив у России 24 истребителя поколения «4 плюс плюс» Су-35, напоминает Макиенко.
В России первый полет истребителя пятого поколения Т-50 с новым двигателем может состояться уже в 2017 году. Об этом ранее сообщали в Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК).
«Первый полет самолета с новым двигателем ожидается в четвертом квартале 2017 года», — сказал РИА «Новости» официальный представитель ОДК.
В корпорации подчеркнули, что проект создания нового двигателя для истребителя выполняется с соблюдением сроков.
Минобороны России рассмотрит вопрос о серийной закупке Т-50 в рамках новой госпрограммы вооружения на 2018–2025 годы после завершения первого этапа испытаний самолета, заявил в понедельник замминистра обороны России Юрий Борисов. Первый этап испытаний самолета должен завершиться в 2018 году.
«Три новых самолета, которые предприятие поставит в 2017 году, будут дополнительно подключены к испытаниям первого этапа», — цитирует Борисова «Интерфакс».