Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Китай спасет двигатель Ми-26

Украина поставит двигатели для российско-китайского тяжелого вертолета

Украинская компания «Мотор Сич» примет участие в российско-китайском проекте по созданию нового тяжелого вертолета на базе Ми-26. Это самый грузоподъемный вертолет в мире, главным эксплуатантом и производителем которого является Россия, а единственным поставщиком соответствующих силовых установок — Украина. Несмотря на взаимные санкции, альтернативы такому сотрудничеству пока нет ни у производителя, ни у потребителя двигателей для Ми-26. Работы над его российским аналогом пока на стадии испытаний возможного прототипа.

В понедельник стало известно об участии украинской компании «Мотор Сич» в российско-китайском проекте тяжелого вертолета Advanced Heavy Lifter (AHL). Эту информацию газете «Коммерсантъ» подтвердил представитель запорожского предприятия. Там пояснили, что работают напрямую с китайской стороной — компанией Avicopter и уже заключили контракты на поставку нового турбовального двигателя АИ-136Т на основе силовой установки для уникальных советских Ми-26 — самых грузоподъемных вертолетов. В «Вертолетах России» не возражают: «решение по двигателю — за заказчиком, то есть за китайской стороной».

Такое фактически трехстороннее сотрудничество не выходит за рамки взаимных запретов на военно-техническое сотрудничество Москвы и Киева, но не снимает вопроса о дальнейшем обслуживании российского парка вертолетов Ми-26, силовые установки для которых по-прежнему производит только украинская компания.

Ни на Западе, ни в Китае, ни в России сейчас нет турбовального двигателя такой мощности. Уникальные Д-136 с их 11 400 лошадиных сил, разработанные еще в советское время на Запорожском производственном объединении «Моторостроитель» (ныне «Мотор Сич»), позволяют Ми-26 подниматься в воздух с максимальной взлетной массой 56 тонн, включая до 20 тонн груза в транспортной кабине и столько же на внешней подвеске.

Согласно заявленным на официальном сайте «Вертолетов России» характеристикам, «Летающая корова», как иногда называют Ми-26, способна развивать скорость до 270 км/ч, летать на расстояние до 800 км и имеет практический потолок до 4600 м (зависать в статическом положении машина может на высоте до 1,5 км).

Начиная с 1980-х годов всего было произведено чуть больше 300 подобных машин. Сейчас основной их эксплуатант Россия — несколько десятков Ми-26 есть на балансе ВКС России, ФСБ, Росгвардии и МЧС. Еще чуть более десятка азиатских, африканских и постсоветских государств эксплуатируют от одной до нескольких единиц таких машин. В реестре государственных воздушных судов Украины, согласно данным, опубликованным на сайте минобороны этой страны в 2015 году, сохранились 24 вертолета Ми-26. Однако официально эти вертолеты не эксплуатируются, а «состоят на хранении».

«Эмбарго на поставку украинских двигателей в Россию действует около трех лет. Но за это время вертолеты в России серийно выпускаются и поставляются на экспорт, — объяснил «Газете.Ru» собеседник, знакомый с экспортом авиационной продукции на постсоветском пространстве. — Российский «Климов» сделал в 2016 году около 60 двигателей (типа ВК-2500, для остальных российских вертолетов, но недостаточных по мощности для Ми-26. — «Газета.Ru»), а вертолетов поставлено заказчикам более 200.

Это по меньшей мере 400 двигателей. Значит, двигатели откуда-то берутся. Кроме как с «Мотор Сич», им взяться неоткуда. Значит, какие-то «серые» схемы поставок двигателей есть, и они с той или иной степенью успешности функционируют. Украинцам поставлять двигатель Д-136 на экспорт тоже пока больше некуда».

В декабре об отсутствии в России альтернативы украинским Д-136 «Газете.Ru» рассказывал заместитель министра обороны Юрий Борисов. Несмотря на это, командующий войсками Южного военного округа генерал-полковник Александр Дворников в понедельник заявил ТАСС, что его подчиненные ожидают в текущем году поставки в том числе вертолетов Ми-26.

В перспективе предполагается работа над аналогичным украинскому вертолетным двигателем на базе турбореактивного ПД-14, который сам находится только на стадии испытаний, объяснил «Газете.Ru» еще один собеседник в отрасли.

«Есть ожидания, что этот двигатель будет лучше украинского, но главный вопрос заключается в том, когда он будет. Сейчас ПД-14 находится на этапе летных испытаний. К вертолетной модификации этого мотора еще не приступали, — рассказал источник. — Если заказчик тяжелого вертолета — Китай, то какой двигатель иметь на этом вертолете, однозначно укажут в Пекине».

По его словам, сейчас между Китаем и Украиной налажены хорошие военно-технические связи. В частности, между странами ударными темпами развивается сотрудничество в сфере создания военно-транспортной авиации КНР. Практически все последние модели самолетов ВТА Китая несут те или иные черты самолетов фирмы «Антонов»: винтовой самолет очень похож на Ан-12, новый 40-тонный самолет с турбореактивными двигателями — на Ан-70, а не так давно широко обсуждалась продажа Пекину технической документации на Ан-225 «Мрия».

<2>«Поэтому в этом вертолетном контракте Китай обязательно учтет интересы Украины. Наличие украинских двигателей для тяжелого вертолета типа Д-136 экономически полностью оправдано», — говорит источник.

Еще с советских времен было запасено немало так называемых ремкомплектов для двигателей Д-136, успокаивает заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

«Что такое ремкомплект? Да это практически тот же двигатель, то есть изделие, весьма близкое к финальному образцу. Вертолетов Ми-26 в Воздушно-космических силах России не так много, не более трех десятков. Интенсивность их эксплуатации относительно невелика. Поэтому вполне возможна ситуация, при которой удастся на украинских Д-136 и их ремкомплектах дотянуть до поставок нового российского вертолетного двигателя», — считает эксперт.

Эксперт портала Aviation Explorer Владимир Карнозов добавляет, что сейчас в России Ми-26 выпускается «штучно — в лучшем случае два-три экземпляра в год». Кроме того, были и длительные провалы, когда вертолеты этого типа вообще не делали.

«Особой остроты с двигателями [для Ми-26] сейчас нет. И делать какую-то разновидность ПД-14 только для вертолета российского производства нет смысла, он будет очень дорогой, — считает Карнозов. — Это будет практически единичное производство. Другое дело — этот же двигатель для китайского вертолета. Там может идти речь о большой серии, и тогда и для российских Ми-26 его производство будет оправдано».

По мнению эксперта, в Москве рассчитывают, что российско-китайский тяжелый вертолет взлетит с украинскими двигателями АИ-136Т, а затем произойдет замена украинского двигателя на российский аналог, который будет несколько дороже, но экономичнее. Кроме того, новый российско-китайский вертолет будет несколько меньше, чем Ми-26 — размером примерно с Ми-6. Значит, самый тяжелый вертолет в мире останется все же за Россией, констатирует эксперт.

Проект российско-китайского вертолета уже одобрен на уровне межправительственного соглашения Москвы и Пекина, говорится в распоряжении премьера Дмитрия Медведева, опубликованном в пятницу.

«Вертолеты России» и китайская Avicopter обсуждали взаимодействие по проекту тяжелого вертолета Advanced Heavy Lifter (AHL) с 2008 года. Его взлетная масса должна составить 38 т, грузоподъемность — 10–15 т, скорость — до 300 км/ч, а дальность полета — до 630 км.

Рамочное соглашение о сотрудничестве в создании вертолета было подписано в 2015 году по итогам встречи Владимира Путина с председателем Госсовета КНР Си Цзиньпином.

Бывший руководитель российского вертолетостроительного холдинга Александр Михеев тогда признавал, что на машине может быть использован украинский двигатель Д-136. Украинская «Мотор Сич» тогда опровергала участие в проекте.

В начале 2016 года директор по международному сотрудничеству и региональной политике госкорпорации «Ростех» Виктор Кладов уточнил, что вертолет будет разрабатываться только для китайского рынка. По его словам, в России достаточно универсальных машин семейства Ми-17, а для сверхтяжелых грузов достаточно модернизированных Ми-26.

Новости и материалы
На Украине дезертирам разрешили добровольно вернуться на службу
В США задержали мужчину, хотевшего взорвать Нью-Йоркскую фондовую биржу
В России предложили модернизировать зенитки ЗУ-23 для борьбы с БПЛА
Двое детей и их родители отравились газом во время утечки в петербургском частном доме
В Магнитогорске пенсионерка попала под трамвай и лишилась ног
Женщина уронила двухмесячного сына во время драки со свекровью
В Москве за хищение денег у Ларисы Долиной задержан еще один соучастник преступления
Украинские адвокаты передали ООН сведения о «пыточных» СБУ
Вучич заявил, что только «ненормальные» думают, будто Путин блефует
Найдены новые участки генома, связанные с опасным сердечным заболеванием
Бывший IT-специалист Блиновской разработал схему дробления ее бизнеса
Немоляева объяснила, почему ей стало плохо на съемках «Буратино»
На Украине обязались выполнить 300 условий Запада по реформам
Назван новый возможный участник КХЛ
Актриса Гринева призналась, что муж каждый год делает ей предложение: «Мы — чудики»
Замглавы Гагаузии высказался о проведенном у него дома обыске
В ООН осудили возможное применение Украиной противопехотных мин
Кадыров показал кадры уничтожения склада снарядов ВСУ
Все новости