Глава Пентагона Джеймс Мэттис пригрозил КНДР «сокрушительным ответом» в случае применения Пхеньяном ядерного оружия. Об этом сообщил Reuters.
«Любое нападение на Соединенные Штаты или наших союзников будет отражено, и на любое применение ядерного оружия последует эффективный и сокрушительный ответ», — сказал Мэттис.
Он прибыл в Южную Корею в четверг. В ходе своего визита назначенный президентом США Дональдом Трампом министр обороны также высказался о размещении в стране новейшей противоракетной системы THAAD (Terminal High Altitude Area Defense).
Мэттис заверил, что американский противоракетный комплекс не угрожает каким-либо странам, кроме КНДР.
«THAAD предназначен для защиты народов наших союзников, наших войск, призванных на их защиту. Если бы не было провокационных действий со стороны КНДР, не было бы там и THAAD», — сказал Мэттис.
Американский мобильный противоракетный комплекс (ПРК) дальнего перехвата THAAD предназначен для поражения оперативно-тактических ракет (дальность стрельбы до 1000 км) и баллистических ракет средней дальности (до 3000 км) на высотах от 40 до 150 км и дальностях до 200 км.
Одна батарея THAAD состоит из пункта управления батареей, одной РЛС управления огнем, шести пусковых установок и 48 ракет-перехватчиков. По словам собеседника «Газеты.Ru», близкого к военно-политическому руководству Южной Кореи, во время 11 испытаний THAAD произвел 11 успешных перехватов.
Ракеты системы THAAD оснащены кинетическими боеголовками, которые уничтожают цели с помощью прямого столкновения. Ранее противоракетный комплекс THAAD был развернут на Гуаме и Гавайских островах. Официально это трактовалось как противодействие возможному ракетному нападению на США со стороны КНДР. В Южной Корее в качестве районов предполагаемого развертывания THAAD обсуждались уезды Чхильгок провинции Кенсан-Пукто, Ымсон провинции Чхунчхон-Пукто и Пхентхэк провинции Кенгидо.
Разместить эту систему в Республике Корея было решено в 2016 году в связи с участившимися в КНДР испытаниями баллистических ракет. При этом, по информации южнокорейского министерства обороны, радиус действия противоракет THAAD не превышает 200 км. Однако планы их размещения в Южной Корее вызвали «категорическое несогласие» Китая, а МИД России заявлял, что они еще больше осложнят обстановку в регионе и выходят за пределы задачи по сдерживанию КНДР.
Однако южнокорейская сторона уверяет, что просто вынуждена защищать себя от угрозы КНДР.
Северная Корея обладает примерно 1000 баллистических ракет, большая часть которых угрожает именно Сеулу, объясняет собеседник «Газеты.Ru» среди южнокорейских чиновников. По его словам, одна батарея THAAD вооруженных сил США покрывает от одной до двух третей всей территории Кореи и способна перехватить северокорейские ракеты СКАД, «Нодон» или «Мусудан».
Вместе с существующей корейско-американской системой Patriot комплексы THAAD образуют многослойную систему обороны, увеличивая шансы успешного перехвата.
«Перехват на высоте выше 40 км позволяет нейтрализовать угрозу до перевода ядерных или химических боеголовок в боевое положение или до отделения разделяющихся головных частей. Кроме того, THAAD может перехватить ракеты, запущенные под большим углом. Батарею THAAD в Корее можно сравнить с большим зонтом, покрывающим территорию, оснащенную множеством маленьких зонтиков Patriot», — рассказал источник «Газеты.Ru».
По его словам, радар системы, который планируется установить в районе Сон-Чжу, в связи с выполнением функций разведки, преследования и наведения ракеты не может одновременно выполнять функции радара раннего предупреждения, например, о пусках российских ракет.
«Баллистические ракеты, которые представляют угрозу столичным районам, в основном относятся к типу СКАД. В основном они размещены в районах КНДР, расположенных в 100–200 км к северу от Сеула. В связи с тем что эти ракеты имеют низкую высоту и короткое время полета, более подходящими для их перехвата являются системы Patriot. Однако размещение THAAD в Сон-Чжу позволит расширить защищенную территорию на юг от центра страны и сделает возможным перемещение части комплексов Patriot на более подходящие позиции к столице», — уточнил собеседник.
Несмотря на громкие заявления Ким Чен Ына снести «священным ветром» США, технически для КНДР это вряд ли возможно, считает руководитель Высшей школы востоковедения НИУ ВШЭ профессор Алексей Маслов.
При этом любое неудачное испытание Пхеньяна, при котором обломки или часть заряда ракеты падают на территорию Южной Кореи, может спровоцировать столкновения между этими странами, отмечает он. Далее по принципу домино будут разворачиваться очень серьезные события. Поэтому, чтобы предупредить даже случайное попадание, Вашингтон и хочет разместить систему ПРО в Южной Корее, пояснил Маслов.
С другой стороны, THAAD не может угрожать или не угрожать какой-то стране: речь идет о том, что система накрывает или не накрывает какой-то сектор обстрела, объясняет эксперт. По его словам, технически часть северо-востока Китая и часть Дальнего Востока России оказываются в радиусе действия этой системы.
«Я полагаю, что слухи, которые поползли по поводу того, что Китай разместил у себя на северо-востоке — у границ с Россией — баллистические межконтинентальные ракеты собственного производства Dongfeng-41 (DF-41), во многом связаны с ответом на эту американскую инициативу», — считает Маслов.
По его мнению, в ответ Пекин показывает, что у него достаточно сил, чтобы ответить на любой удар.
«И здесь очень важно для России, что в известной степени такую неприятную миссию, как «бодание» с Южной Кореей и США по этому региону, берет на себя Китай», — заключил эксперт.
Параллельно с визитом Мэттиса в Южную Корею Вашингтон объявил о продаже Сеулу крылатых ракет на $140 млн, сообщает Defense News.
Поставки поделены на две части, каждая из которых оценивается в $70 млн.
Первая — 60 управляемых ракет класса «воздух-воздух» (AIM-9X-2 Sidewinder Block II) с инфракрасной головкой самонаведения, которые будут поставлены в полной комплектации, с обслуживанием и поддержкой, и шесть головок наведения к ним ( AIM-9X-2 Block II).
AIM-9 Sidewinder поступила на вооружение ВВС США в 1956 году. Название ракета получила из-за использования принципа поиска цели по теплоизлучению — так же, как это делает американская рогатая гремучая змея sidewinde. В ракете оказался заложен большой модернизационный потенциал, благодаря которому она активно эксплуатируется по сей день. AIM-9X-2 состоит на вооружении около 30 стран.
Вторая партия включает в себя 89 тактических ракет класса «воздух-земля» (AGM-65G-2 Missiles Maverick) с ракетными контейнерами и другими связанными элементами поддержки.
AGM-65 Maverick предназначена для оперативного нанесения высокоточных ударов. Ракета позволяет уничтожать хорошо бронированные и движущиеся цели в условиях городской застройки. В 1991 году они активно использовались американцами в войне с Ираком.
До наступления окончательных переговоров сделка с Южной Кореей должна быть одобрена конгрессом. Основным подрядчиком выступает американская компания Raytheon, которая является одним из крупнейших поставщиков Пентагона. В частности, Raytheon — это разработчик ЗРК Patriot и производитель крылатых ракет «Томагавк».
Сделка дополнит сумму продаж американского оружия до $47,2 млрд, что превысит показатели 2012 года, когда США реализовали оружия на рекордную сумму, отмечает Defense News.