Три месяца назад, когда операция по освобождению Мосула от террористов запрещенного в России «Исламского государства (организация запрещена в России)» только начиналась, уходящий министр обороны США Эштон Картер заявлял, что штурм может быть завершен до наступления нового, 2017 года. Однако этого пока не произошло и до полной победы над формированиями террористов еще далеко. Особенно упорные бои предстоят за такие мощные укрепленные пункты, как Мосульский университет и госпиталь Кинди.
Операция проводится группировкой коалиционных сил под управлением Объединенной оперативной группы во главе с командующим XVIII воздушно-десантным корпусом армии США генерал-лейтенантом Стивеном Таунсендом.
Сейчас основные усилия коалиции в районе Мосула сосредоточены на освобождении восточной части города, блокировании коммуникаций ИГ с юга и северо-запада, нарушении системы управления террористических формирований и подрыве их боеспособности путем массированных авиаударов.
Общая численность коалиционной группировки составляет около 30 тыс. человек. Им противостоит несколько тысяч боевиков ИГ, в том числе несколько сотен иностранцев.
Формирования террористов можно условно поделить на действующие в западном и восточном Мосуле, а также в районе города Телль-Афар, в 55 км северо-западнее Мосула. Вопреки заявлениям американского и иракского командования, коммуникации между действующими в различных районах формированиями террористов не прерваны.
Наступление на восточную часть Мосула осуществляется с трех направлений силами объединенной группировки сил министерства обороны, МВД и антитеррористической службы Ирака. Объединенное военное оперативное командование возглавляет генерал-лейтенант ВС Ирака Талиб Шагхати. Группировка усилена подразделениями сил специального назначения и артиллерии сухопутных войск США и Великобритании, а также американской 101-й воздушно-десантной дивизией.
В центре действует иракская дивизия специального назначения — так называемая «Золотая дивизия».
Ее штурмовым частям, при замалчиваемой роли американских военнослужащих, удалось выйти через район Дабит к берегу Тигра, к мосту №4, который был разрушен американской авиацией еще 22 ноября прошлого года. Однако здесь ее продвижение пока остановилось.
На юго-восточном направлении наступление развивает сильно пострадавшая в уличных боях месяц назад 9-я бронетанковая дивизия армии Ирака, усиленная пехотной бригадой. Этим войскам удалось при поддержке американской авиации и артиллерии освободить от игиловцев районы Фалястын, Думез и Сумер.
На северо-востоке продвигаются ударные части одной из иракских пехотных дивизий, которые поддерживают реактивные системы залпового огня сухопутных войск США и Франции.
Здесь наступающим удалось выйти к границам районов Сукр, Аль-Балядия, Аль-Мусанна. На какое-то время они завязли в боях в районе Аль-Хадбаа, перед хорошо укрепленными районами Кинди и Мосульского университета. Однако 13 января появились сообщения о том, что иракские военнослужащие уже заняли ряд университетских зданий.
Своего рода вторым эшелоном наступления являются несколько дивизий федеральной полиции Ирака, которые довольно жесткими методами осуществляют зачистку занятых районов.
Можно констатировать, что наступление развивается только потому, что боевики ИГ оказывают упорное сопротивление выборочно в отдельных районах.
Военные из западных стран дислоцируются в районе авиабазы Кайара и населенного пункта Карамлис. Артиллерия бьет по боевиками в районе населенных пунктов Телль-Кайф и Бавиза в северо-восточных предместьях Мосула, но иракские войска пока здесь не продвинулись.
На северо-западе сосредоточены силы шиитского ополчения «Аль-Хашд аш-Шааби», отступившие от города Телль-Афар после ошибочно нанесенного по ним удара американской авиации. Боевые действия на этом направлении (участок трассы между Мосулом и курдским городом Синджар) без особого успеха ведут также две пехотные бригады из состава 15-й пехотной дивизии ВС Ирака, остальная часть которой находится с южной стороны города.
В тылу штурмующей Мосул с востока коалиционной группировки находятся территории, контролируемые пешмерга — вооруженными силами Иракского Курдистана, которые непосредственно в штурме города не участвуют. В районе столицы иракских курдов — города Эрбиля дислоцированы несколько тысяч военнослужащих из стран Запада, в большинстве своем американских. Однако эти силы для операции в Мосуле использовать пока не планируется. Их задача — прикрывать Иракский Курдистан от возможных прорывов боевиков ИГ, например, подобных тому, который уже происходил со стороны Киркука.
При этом северо-восточные предместья Мосула по-прежнему удерживаются террористами. И этот факт, складывается впечатление, в американских боевых донесениях не учитывается. Занимающие позиции к северу от Мосула курдские формирования, согласно ранее сделанным официальным заявлениям, в штурме самого города участвовать не должны.
Вероятно, такая боевая задача на данный момент курдам и не под силу в связи с нехваткой необходимых тяжелых вооружений и техники.
Турецкий контингент, который мог бы оказать поддержку наступлению на северо-востоке, власти Ирака настоятельно просят удалиться из страны.
Вполне возможно, что на исходе силы и у иракской армии. Месяц назад формирования ИГ нанесли весьма чувствительные потери бронетанковым частям Ирака. Помимо этого, существенные потери понесло и элитное соединение иракских вооруженных сил — «Золотая дивизия».
Сил у этих штурмовых частей может не хватить и на оставшиеся под контролем игиловцев восточные районы. Не говоря уже о западном Мосуле, несколько меньшем по занимаемой площади, но гораздо более застроенном и укрепленном.
А других подготовленных к боям в городе частей у иракской армии практически нет.
Боевые действия ведут к серьезным жертвам среди гражданского населения. По заявлению координатора ООН в Ираке Лиз Гранде, за первую неделю января в госпитали на правительственной территории поступило 683 жителя Мосула, раненных в ходе уличных боев в восточной части города. Это вдобавок к 817 раненым, поступившим с начала активной фазы штурма в конце декабря. Точное количество погибших неизвестно.
Боевые действия уже привели Ирак на порог гуманитарной катастрофы. По данным ООН, освобожденные районы Мосула и его окрестности уже покинули не менее 138 тыс. человек. При этом подготовленные для их размещения лагеря не могут принять более 100 тыс. беженцев. В итоге люди остаются без крыши над головой, еды и питьевой воды.
Если же ИГ выпустит из удерживаемых им районов мирное население, то счет беженцам пойдет на сотни тысяч.
Компетентные в военном отношении командиры террористов, похоже, хорошо представляют себе реальные боевые и оперативные возможности группировки войск (сил) коалиции под Мосулом. Они сделали вывод, что часть сил и средств, занятых на обороне Мосула, можно перебросить в другие районы Сирии. Они достаточно легко сдали юго-восточную часть города и активизировали свои усилия на действиях против сирийских войск в районе Пальмиры и Дейр-эз-Зора, а также на обороне города Эль-Баб в сирийской провинции Алеппо.
Похоже, что очередная фаза штурма Мосула должна не столько способствовать разгрому ИГ в Ираке, сколько восстановить репутацию американских генералов на фоне успеха России в Алеппо.
Биография автора:
Михаил Михайлович Ходаренок — военный обозреватель «Газеты.Ru», полковник в отставке.
Окончил Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище (1976),
Военную командную академию ПВО (1986).
Командир зенитного ракетного дивизиона С-75 (1980–1983).
Заместитель командира зенитного ракетного полка (1986–1988).
Старший офицер главного штаба Войск ПВО (1988–1992).
Офицер главного оперативного управления Генерального штаба (1992–2000).
Выпускник Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил России (1998).
Обозреватель «Независимой газеты» (2000–2003), главный редактор газеты «Военно-промышленный курьер» (2010–2015).