Лидер запрещенного в России «Исламского государства» (организация запрещена в России) (ИГ) Абу Бакр аль-Багдади бежал из Мосула, сообщила в понедельник пресс-служба иракских вооруженных сил.
«Источники в разведке подтвердили бегство террориста Абу Бакра аль-Багдади из Мосула вместе со 150 семьями с целью прикрыться с их помощью от авиаударов», — заявили в пресс-службе.
С 17 октября армия Ирака уничтожила более 2 тыс. боевиков, заявил иракский бригадный генерал Наджм аль-Джабури телеканалу «Ас-Сумария». В течение трех недель с начала операции по взятию Мосула все ее участники: иракские военные, местное ополчение, пешмерга, а также международная коалиция во главе с США — постоянно сообщают о своих успехах.
Боевики в панике переправляют деньги в Ракку, а покидая Мосул, поджигают нефтяные скважины, поэтому весь город окутан дымом, пишет Reuters.
Командиры пешмерга неоднократно сообщали об освобождении их силами десятков населенных пунктов близ города. В частности, только в понедельник иракские курды заявили, что вошли в занятый боевиками иракский город Баашика, который находится в 13 км к северо-востоку от Мосула. Ранее пешмерга освободили расположенный в 25 км к югу от Мосула на берегу реки Тигр город Хаммам-эль-Алиль. Он удерживался террористами с 2014 года.
Спустя две недели после начала операции иракские военные заявили, что впервые вошли в Мосул. Иракцы проникли в район Аль-Карама в восточной части города. А в это воскресенье иракская армия впервые вошла в жилые кварталы на севере Мосула, сообщил телеканал Al Jazeera.
По его информации, армия взяла под контроль жилые районы Эс-Саада и Бауиза, также ВВС Ирака уничтожили несколько складов с вооружением ИГ.
В субботу иракский телеканал «Ас-Сумария» рассказал о бегстве пяти боевиков из города Мосула с казной «Исламского государства».
Беглецы якобы похитили несколько миллионов долларов, предназначавшихся для выплат наемникам. В настоящий момент руководство ИГ предпринимает все усилия для того, чтобы найти и наказать предателей. Дезертиры могли направиться в Сирию, их видели в городе Телль-Афар, провинция Найнава, расположенном в 60 км от сирийской границы, сообщил телеканал.
Однако не стоит недооценивать сопротивление ИГ, считает руководитель Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Гумер Исаев. По его мнению, ни о каком переломе речь пока не идет, а заявления о бегстве аль-Багдади — очередная попытка атакующих деморализовать противника.
«Нельзя забывать, что Мосул больше, чем Алеппо. Все осложняется еще и тем, что Мосул — суннитский город. А кто его атакует? — рассуждает Исаев. — Мосул освобождают иракские войска, преимущественно шииты, а также курды, турецкая авиация и косвенно — американцы. Поэтому у ИГ такой аргумент: «А кто вообще вас пытается освободить? Что это за освободители такие?» Между прочим, такая же ситуация и с Алеппо. Его атакуют «Хезболла», Иран, Россия бомбила. Естественно, местные не готовы переходить на сторону осаждающих».
Неоднократно сообщалось, что в освобожденных деревнях иракские шииты устраивали самосуд, рассказывает Исаев. По его словам, турецкие власти не раз отмечали, что нельзя допустить, чтобы шиитские отряды входили в Мосул.
О том, что боевики не сдаются, свидетельствуют и недавние теракты в городе Киркук и провинции Анбар.
В Мосуле исламисты пускают в ход автомобили со смертниками, показательно казнят дезертиров и организуют живой щит из мирных жителей.
В воскресенье боевики ИГ в ходе столкновений с правительственными силами в Мосуле применили горчичный газ (иприт) и хлор, передает телеканал Sky News Arabia.
Россия в освобождении Мосула участия не принимает. При этом официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова в понедельник выступила с резкой критикой действий коалиции в Ираке.
По ее словам, контртеррористическая операция, «проводимая ведущими державами XXI века, превратилась в средневековую бойню, в которой в первую очередь страдает гражданское население».
«Оказалось, что никакого основательного плана спасения гражданских лиц не разработано», — написала Захарова на своей странице в «Фейсбуке».
Никто об этом не говорит открыто, но Москве быстрое взятие Мосула не очень на руку, считает Исаев.
«В случае неудачи боевики побегут в первую очередь в Сирию и, скорее всего, присоединятся к своим единомышленникам в Ракке и Алеппо», — заключил эксперт.