Представители сирийских властей готовы к переговорам с оппозицией в Астане. Об этом заявил президент Сирии Башар Асад в беседе с французскими журналистами, текст которой опубликован на сайте сирийского государственного агентства SANA.
При этом Асад отметил, что результаты этой встречи зависят от того, кто именно представит оппозицию на переговорах.
«Кто будет с другой стороны, мы этого пока не знаем. Если это будет «настоящая» сирийская оппозиция — имею в виду простые сирийцы, не люди из Саудовской Аравии, Франции и Великобритании, — тогда мы сможем обсудить ключевые вопросы. Успех конференции будет зависеть от этого», — заявил Башар Асад.
Астана — с согласия президента Казахстана Нурсултана Назарбаева — будет новой площадкой для обсуждения урегулирования ситуации в Сирии. Встреча в столице среднеазиатской страны пройдет 23 января.
29 декабря президент России Владимир Путин на встрече с министрами обороны и иностранных дел заявил о том, что между Дамаском и оппозицией достигнута договоренность по прекращению огня в Сирии.
В тот же день российский лидер рассказал, что были подписаны три документа. Первый — между сирийским правительством и вооруженной оппозицией о прекращении огня на территории Сирии. Второй — о комплексе мер по контролю за режимом прекращения огня. Третий документ — заявление о готовности к началу мирных переговоров по сирийскому урегулированию, гарантом которого ранее выступили Россия, Иран и Турция.
Режим перемирия вступил в силу 30 декабря прошлого года. По утверждению Минобороны России, он не распространяется на международные террористические группировки.
Как рассказали в военном ведомстве, изначально к перемирию присоединились семь оппозиционных группировок, которые контролируют значительные территории на севере и в центре Сирии, — «Ахрар аш-Шам», «Джейш аль-Ислам», «Джейш аль-Муджахидин», «Фейлак аш-Шам», «Джейш Идлиб», «Сувар аги-Шам» и «Алъ-Джабхат аьи-Шамия». Их общую численность российские военные оценивают более чем в 50 тыс. боевиков. При этом к 6 января, как утверждают в Минобороны, количество вооруженных формирований, заявивших о готовности выполнять условия прекращения боевых действий, увеличилось до 104.
В то же время обе стороны постоянно обвиняют друг друга в нарушении перемирия.
Так, 3 января агентство Reuters сообщило, что несколько сирийских оппозиционных группировок заявили о прекращении подготовки к переговорам, которые должны были состояться в Астане. По словам повстанцев, это решение связано с нарушением перемирия сирийским правительством.
«Все обсуждения, связанные с переговорами, прекращаются, до тех пор пока правительственные силы, а также их союзники, поддерживаемые Ираном, не перестанут нарушать договоренности, достигнутые при участии России и Турции», — цитирует агентство заявление оппозиции.
В свою очередь, информагентство SANA 8 января сообщило о нарушении перемирия со стороны группировки «Джейш аль-Ислам».
Боевики в провинции Восточная Гута выпустили ракетный снаряд, который разорвался вблизи столичного стадиона «Аль-Аббассиин». Жертв не было, однако был причинен материальный ущерб, сообщило SANA.
При этом в пятницу Минобороны России объявило о сокращении группировки Вооруженных сил в Сирии. В тот же день корабли авианесущей группы Северного флота во главе с авианосцем «Адмирал Кузнецов» начали переход из Средиземного моря в Североморск. По плану, к российским берегам они должны вернуться к 16 января.
Все поставленные задачи в Сирии группа успешно выполнила, подчеркнули в Минобороны.
«За два месяца участия в боевых действиях летчики морской авиации выполнили 420 боевых вылетов, из них — 117 ночью. Практически все полеты проходили в сложных гидрометеорологических условиях. Нанесено поражение 1252 объектам террористов. Удары наносились по объектам инфраструктуры, скоплениям боевиков и военной техники, огневым позициям и опорным пунктам незаконных вооруженных формирований», — сообщили в военном ведомстве.
Если отказавшиеся от перемирия группировки до 23 января не изменят свою позицию, то, как было оговорено между Россией, Ираном и Турцией, а также Сирией, по ним будут наноситься удары, пояснил профессор кафедры международных экономических отношений Института стран Азии и Африки МГУ Владимир Исаев.
«Что касается сокращения нашего присутствия в Сирии, то Россия подчеркивает только те вещи, которые ей выгодны.
Вот эта авианосная группировка пробыла там месяц и теперь возвращается в Североморск — в места своего постоянного базирования. Да, мы сказали, что это сокращение, но мы же не говорили о том, что усиливаем группировку, когда эта группа только направилась туда.
Вот она пришла, выполнила определенные функции, которые были на нее возложены, помогла основной группировке, которая находится на Хмеймиме и Тартусе. Теперь она уходит. То есть это достаточно условное сокращение. Потому что основную группировку, которая находится на этих базах, никто не трогает», — рассказал Владимир Исаев.
С ним согласен преподаватель департамента политической науки Высшей школы экономики, арабист Леонид Исаев. По его словам, сейчас в Сирии российских военных больше, чем нужно для того, чтобы поддерживать работоспособность военных баз.
«По крайней мере, все стороны заявляли о том, что интенсивность боевых действий серьезно спала после объявления перемирия. Понятно, что какие-то перестрелки все равно будут, но в принципе я думаю, что на краткосрочную перспективу это работать будет.
Но опять же — это тот мир, который выгоден здесь и сейчас трем конкретным сторонам. Но через два месяца ситуация может измениться.
И если, условно говоря, турки почувствуют, что они могут на еще какой-то кусок Сирии реально претендовать, и никто им не сможет помешать, то они это сделают. Потому что о чем бы мы ни договаривались с Ираном и Турцией — мы друг другу конкуренты. И политика Турции глобально заключается в том, чтобы ослабить позиции Ирана. И наоборот. И те и другие не очень рады тому, что и Россия теперь там на что-то претендует. Их потенциальные цели — чтобы наши позиции тоже были не очень сильны», — считает арабист.
Леонид Исаев подчеркивает, что если в дальнейшем к перемирию не присоединятся другие игроки — страны Залива и Запада, то этот мир — «ситуативный».
«Потом мир может вновь превратиться в войну. Примеров полно — те же мартовские российско-американские договоренности о прекращении огня в Сирии. Тогда тоже все говорили, что интенсивность огня снизилась, но ввиду того, что России и США не удалось к этому привлечь другие стороны, мы получили массу провокаций, и в итоге вообще модель российско-американского урегулирования потерпела фиаско», — заключил эксперт.