Первые бросковые испытания межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) для перспективного боевого железнодорожного комплекса (БЖРК) «Баргузин» прошли успешно, сообщил во вторник «Интерфакс» со ссылкой на источник в военной промышленности.
«Первые бросковые испытания состоялись на космодроме Плесецк две недели назад. Они признаны полностью успешными, что открывает путь для начала летно-конструкторских испытаний», — цитирует собеседника агентство.
По его словам, летно-конструкторские испытания МБР для «Баргузина», скорее всего, начнутся в 2017 году.
Во время бросковых испытаний проверяется пусковое оборудование ракеты. На новом изделии проверяют возможность «минометного» старта с последующим уходом ракеты в сторону от поезда, в котором находится личный состав и оборудование, и запуском маршевого двигателя МБР на высоте 30–40 метров.
В мае генеральный конструктор наземных ракетных комплексов Московского института теплотехники (МИТ) Юрий Соломонов анонсировал испытания ракет для «Баргузина» в конце 2016 года.
Главком Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев в декабре 2015 года сообщал, что эскизное проектирование БЖРК было завершено уже к тому времени. С прошлого года идет активная разработка рабочей конструкторской документации на агрегаты и системы комплекса.
В 2017 году президенту должен быть представлен доклад о перспективах развертывания БЖРК, обещал Каракаев.
«Комплекс «Баргузин» будет значительно превосходить своего предшественника по точности, дальности полета ракеты и другим характеристикам, что позволит на долгие годы, как минимум до 2040 года, данному комплексу находиться в боевом составе РВСН», — заверил Каракаев.
По его словам, с созданием ракетного поезда в РВСН будет воссоздана группировка на основе ракетных комплексов трех видов базирования: шахтного, подвижного грунтового и железнодорожного, которая существовала в советские годы.
В СССР в боевом составе РВСН было три дивизии с БЖРК «Молодец», которые дислоцировались в Костромской области, Пермском и Красноярском краях — всего 12 «ядерных поездов», в каждом из них — по три ракеты с десятком боевых блоков. При этом внешне такие комплексы выглядели как обычный товарный состав.
После распада СССР разработчик МБР РТ-23 УТТХ КБ «Южное» оказался на Украине. Доставшиеся России железнодорожные комплексы были утилизированы в период с 2003 по 2005 год. Согласно договору СНВ-2 от 1993 года, Россия должна была к этому времени снять с вооружения все ракеты РТ-2УТТХ, установленные в том числе на «Молодцах».
Разработка нового БЖРК была поручена Московскому институту теплотехники, где создавались подвижные грунтовые комплексы «Тополь-М» и «Ярс». Перспективный поезд получил название «Баргузин».
В БЖРК предыдущего поколения из-за большой массы МБР использовались железнодорожные вагоны с усиленными колесными парами, что демаскировало их. Один вагон — с транспортно-пусковым контейнером с ракетой — весил 130 т. Предполагается, что новый «ядерный поезд» с ракетами меньшей массы не будет иметь внешних отличий от обычного железнодорожного состава.
Помимо пусковых установок в вагонах «ядерного поезда» находятся командные пункты, дополнительные технологические системы, средства охраны, личный состав, обеспечивающий эксплуатацию комплекса и системы его жизнеобеспечения.
Каждый состав БЖРК соответствовал ракетному полку. В поезде, заступившем на боевое дежурство, находилось около 70 военнослужащих, включая несколько десятков офицеров.
Новая ракета для БЖРК действительно существенно легче предыдущей, ее гораздо проще вписать в железнодорожные габариты, рассказал «Газете.Ru» экс-начальник 4-го ЦНИИ МО генерал-майор Владимир Дворкин.
«Не будет нужды прибегать к тем инженерным решениям, которые стояли в свое время перед разработчиками РТ-23УТТХ.
Однако новый БЖРК «Баргузин», на мой взгляд, практически не дает нам никакого вклада в повышение живучести наших стратегических ядерных сил.
Кроме того, по всей видимости, эта программа будет испытывать существенные затруднения в финансировании, и сроки ввода БЖРК «Баргузин» в боевой состав РВСН могут уйти далеко «вправо», — предупредил Дворкин.