Индонезия консультируется с Россией по вопросу приобретения истребителей Су-35С, рассказал на презентации заместитель генерального директора АО «Рособоронэкспорт» Сергей Гореславский. Свое заявление представитель компании сделал на торжественном мероприятии в честь 60-летия подписания советско-индонезийского торгового соглашения и первого Генерального соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве 1956 года, которые стали началом военно-технического сотрудничества двух стран.
«Это было бы и логично для индонезийской стороны — продолжить линейку самолетов «Су», которые эффективно стоят на страже рубежей Индонезии. Мы в настоящее время ведем консультации по этому вопросу», — сказал Сергей Гореславский.
По его словам, с учетом стоящих перед властями Индонезии задач «по противодействию терроризму, пиратству и незаконному рыболовству в территориальных водах» Россия готова активно развивать и сотрудничество по системам комплексной безопасности критически важных объектов и государственной границы. «Это уникальная российская концептуальная разработка и в целом очень актуальная для современного мира тема», — отметил Гореславский.
«Мы сотрудничаем во многих областях. Сегодня Россия и Индонезия как крупные игроки в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на глобальной арене прежде всего сотрудничают в политической области», — подчеркнул в ходе мероприятия посол по особым поручениям МИД России Александр Иванов.
Он напомнил, что Индонезия — одно из ведущих государств Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), а Россия придает отношениям с этой структурой одно из ключевых значений в своей внешней политике, заверил дипломат. «АСЕАН — это та группировка из десяти стран, которая во многом играет ведущую, ключевую роль в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который является мотором глобального развития в XXI веке», — сказал Иванов.
Презентуя фотоальбом «Россия — Индонезия: вехи сотрудничества», Гореславский напомнил об истории взаимодействия двух стран в сфере вооружений. «Именно с военно-технической тематики началась история сотрудничества наших стран, — рассказал Гореславский. — Эта тема активно обсуждалась во время первого визита в нашу страну президента Сукарно 28 августа 1956 года». Тогда после войны за независимость с правительством Нидерландов перед индонезийской армией остро встал вопрос о полном перевооружении.
Первые реальные поставки военно-морской техники из СССР в Индонезию начались 18 июня 1959 года, когда российско-индонезийский экипаж покинул порт Севастополя на двух эскадренных миноносцах проекта «30-бис», предназначенных для нужд нового партнера в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
С 1960 по 1962 год для нужд ВМС островного государства из СССР были поставлены эсминцы, противолодочные корабли, подводные лодки, вспомогательные суда, для ВВС и Сухопутных войск — дальние бомбардировщики, истребители, вертолеты, артиллерия, средства ПВО, бронетанковая техника и многое другое. Из Индонезии в СССР шел каучук, пальмовое масло, цитрусовые и другие товары. Индонезийские военнослужащие начали обучаться в военных учебных заведениях СССР.
Уже к середине 1962 года в Индонезию было поставлено 6 эскадренных миноносцев проекта «30-бис», 4 сторожевых корабля проекта 50, 16 подводных лодок, 12 ракетных и 12 торпедных катеров, 10 базовых тральщиков БТЩ, 25 самолетов-торпедоносцев Ту-16кс и Ту-16, большое количество судов вспомогательного флота, 100 плавающих танков ПТ-76.
Военно-морские силы Индонезии стали тогда вторыми по мощи в регионе после китайских, обеспечив надежную оборону всех индонезийских островов.
Поставленная из СССР техника десятилетиями служила Индонезии, демонстрируя надежность и неприхотливость в климатических условиях тропиков. Танки ПТ-76 и сегодня можно наблюдать на учениях индонезийских военных.
Сотрудничество было прервано в 1965 году, когда в Индонезии произошла попытка государственного переворота, в участии в котором заподозрили местную Коммунистическую партию. В итоге восстановление военно-технических связей Москвы и Джакарты произошло в конце 1990-х — начале 2000-х годов.
С ноября 1992 года общий объем поставок продукции военного назначения в Индонезию составил $2,5 млрд, рассказал Гореславский.
За это время в Индонезию были поставлены бронетранспортеры БТР-80А и боевые машины пехоты БМП-3Ф, автоматы Калашникова «сотой» серии, самолеты Су-27СК и Су-27СКМ, Су-30МК и Су-30МК2, вертолеты типа Ми-35 и Ми-17, а также другое вооружение и военная техника.
«Мы готовы работать по всем направлениям, где Индонезия ощущает потребность. «Рособоронэкспорт» и предприятия отечественного ОПК на протяжении многих лет активно участвуют в Международной выставке вооружения и военной техники INDO DEFENCE в Джакарте, представляя здесь уникальные образцы российской военной техники», — продолжил чиновник.
Многие новейшие образцы российского вооружения и военной техники хорошо известны не только Индонезии, но и другим странам этого региона. Так, в январе прошлого года самолет-амфибия Бе-200 МЧС России успешно поучаствовал в поиске пассажирского самолета А320 авиакомпании Air Asia в акватории Яванского моря, а в октябре – ноябре 2015 года эффективно помогал тушить лесные пожары на острове Суматра.
Недавно выставку «Гидроавиасалон-2016» в Геленджике посетила индонезийская делегация во главе с главнокомандующим ВВС Индонезии. «Они хотели вплотную изучить возможности самолета Бе-200, так как заинтересованы в приобретении машины подобного класса для своих нужд, ведь наш самолет-амфибия фактически уникальный», — резюмировал Гореславский.
Посол Индонезии в России Вахид Суприяди ранее говорил, что Джакарта готова закупить сразу восемь истребителей Су-35.
По его словам, индонезийские законы также предусматривают передачу технологий. В конце апреля в госкорпорации «Ростех» заявляли, что принципиальное решение по поставке Су-35 Индонезии уже принято, но обсуждаются детали готовящегося соглашения.