Министр обороны США Эштон Картер распорядился об отмене нормы, запрещающей открытым трансгендерам нести армейскую службу в рядах американской армии. «Американские трансгендеры могут открыто служить.
Их больше нельзя уволить или иным способом отстранить от службы просто за то, что они — трансгендеры», — заявил министр.
Это стало итогом стратегической политики Картера, который сосредоточил усилия на равном доступе для всех американцев к армейской службе. С момента вступления в должность в 2015 году Картер разрешил женщинам занимать любые военные должности, а должность министра армии (гражданского руководителя сухопутных войск) впервые занял открытый гей — Эрик Фэннинг.
Также в первый год своей работы в должности Эштон Картер распорядился изучить вопрос притеснения трансгендеров в армии и выяснить, как можно исправить ситуацию. Предположительно, в американской армии уже служат несколько тысяч трансгендеров, однако они вынуждены скрывать это из-за запрета.
Широко известна офицер американской армии Сэйдж Фокс, которая начинала свою службу в 1993 году как мужчина, но к концу 2000-х годов сменила гендерную идентичность и потеряла статус офицера запаса. Она является одним из руководителей особого объединения — Американской ассоциации ветеранов-трансгендеров. По данным СМИ, у Фокс четверо детей. Как пишет The New York Times, после отмены запрета Сэйдж Фокс ожидает возвращения ей статуса офицера.
Напомним, что трансгендер — во всяком случае, в американской терминологии — обобщающее понятие для людей, чья гендерная идентичность отличается от их пола по рождению.
Это понятие включает в себя как тех, кто только ощущает себя человеком пола, противоположного биологическому, так и тех, кто прошел через хирургические процедуры и гормональную терапию, позволяющие физически сменить пол.
Кроме того, понятие «трансгендер» включает в себя гендерквиров, бигендеров и пангендеров — людей с различными типами неопределенной или плавающей половой идентичности.
Таким образом, совершенно необязательно трансгендер — это человек, уже сменивший пол, хотя нередко трансгендеры высказывают такое желание и проходят терапию; в таком случае к ним применимо понятие «транссексуал».
В Пентагоне отметили, что транссексуалам в американской армии отныне будет оказываться поддержка: в частности, военные готовы платить за соответствующие медицинские процедуры для тех, кто уже служит в их рядах. На тех же претендентов на службу в армии, которые уже сменили пол, накладывается ограничение: они смогут заступить на службу не раньше, чем через полтора года после операции.
В течение ближайшего года будет развернута обучающая программа для американских военных — ее задачей будет переход армии на новый стандарт отношения к трансгендерам в ее рядах.
Когда стало известно о соответствующих планах министра Картера, возмутились многие представители американского армейского руководства. Основным доводом было то, что наличие трансгендеров в рядах армии может понизить ее боеспособность. Такую же позицию занимают многие сенаторы от Республиканской партии, выступающие против нововведений. Некоторые из них высказывали желание оспорить решение военного министра.
«Наша боеготовность — а значит, и наша национальная безопасность — зависит от медицинской готовности наших войск. Похоже, администрация [президента Барака Обамы] либо не хочет, либо не может убедить конгресс и американский народ, что трансгендеры будут соответствовать индивидуальным требованиям готовности, когда понадобится куда-либо отправлять наши войска», — заявил техасский сенатор Мак Торнберри.
В то же время исследования, на которые опираются военные, не указывают на какие-либо провалы в боеготовности, которые могли бы возникнуть из-за отмены запрета.
Согласно исследованию корпорации RAND, из 1,3 млн действующих американских военнослужащих трансгендерами являются примерно 2450 человек, а операцию по смене пола каждый год изъявляют желание пройти лишь 65 военных. Исследователи отмечают, что
на медицинскую помощь транссексуалам Пентагон будет тратить от $2,9 млн до $4,2 млн,
что не слишком существенно на фоне $6 млрд, которые американские военные ежегодно тратят на медпомощь, и уж тем более на фоне $610 млрд всех военных расходов. В Пентагоне также ссылаются на вооруженные силы Великобритании, Австралии и Израиля, где трансгендеры не встречают препятствий, а также крупные компании, такие как Ford и Boeing, оплачивающие сотрудникам операции по смене пола.
Более того, отказ от таких мер, считают в RAND, мог бы оказаться более рискованным: не получившие поддержки военные-транссексуалы имеют высокую вероятность стать наркоманами или совершить суицид.
Министр обороны США отметил, что это не только вопрос практического взгляда, но и «дело принципа».
«Наши вооруженные силы, полностью состоящие из добровольцев, построены на том, чтобы собрать в своих рядах самых квалифицированных американцев. Военное дело построено на чести и доверии», — подчеркнул Эштон Картер.
США присоединились к 18 странам, в которых трансгендеры могут открыто служить в армии. Большинство этих стран — западноевропейские (особняком стоит Боливия). Во многих странах трансгендерность рассматривают как разновидность ментального заболевания, указывая на высокую долю трансгендеров, страдающих депрессией и склонных к суициду.
Там, где отношение к ним более мягкое, зачастую препятствуют их призыву в армию по той причине, что операции по смене пола вызывают тяжелые последствия для здоровья — хотя, как сказано ниже, через физическую смену пола проходит лишь небольшая доля трансгендеров. Тем не менее
исследования на эту тему, проведенные не только в США, но и в Великобритании, Канаде и Израиле, не выявили никаких негативных факторов, на основе которых службу трансгендеров в армии можно было бы объявить противопоказанной.
Допуск трансгендеров к военной службе является логичным продолжением свободной службы в армии открытых геев и лесбиянок. В США с 1994 по 2011 год действовала широко известная политика «Don't ask, don't tell», исключавшая сексуальную ориентацию из сферы интересов армии. При Бараке Обаме американские военные присоединились к масштабному тренду: в последние 25 лет десятки стран разрешили гомосексуалам открыто нести армейскую службу.
В России геям разрешили служить в армии ровно 13 лет назад — 1 июля 2003 года. Тогда председатель военно-врачебной комиссии Минобороны Валерий Куликов подчеркнул, что гомосексуальность не является «медицинским вопросом», а потому не должна препятствовать службе. При этом геям не рекомендовали (но и не запретили) афишировать свою ориентацию.
«Я бы не советовал таким лицам афишировать в армии свою сексуальную ориентацию, в армии таких не любят и их просто побьют», — говорил тогда Куликов.
О том, чтобы разрешить армейскую службу трансгендерам, в сегодняшней России не может быть и речи: в российском правовом поле, в отличие от гомосексуальности, транссексуальность как раз является медицинским диагнозом.