Россия может вернуться к производству противолодочных вертолетов-амфибий. Пока неизвестно, будут ли новые вертолеты производиться на базе существующей модели, или же это будет принципиально новая машина.
В 1973–1986 годах в СССР производился вертолет-амфибия Ми-14. Особенность этой модели заключалась в установке лодочного днища, позволявшего машине садиться на воду. Противолодочная модификация Ми-14ПЛ была снята с вооружения в 1996 году.
Многие СМИ называют эти планы возвращением «вертолетов-убийц», один из которых едва ли не потопил западную подлодку в 1980-х, причем чуть ли не ядерной бомбой. Однако на практике ситуация, видимо, не столь угрожающая: на новые вертолеты вряд ли поставят атомное оружие, а машины для модернизации могут взять из строя МЧС.
«Т-34 тоже был хороший!»
Впервые о новом производстве противолодочных вертолетов заговорили в июле 2015 года: в холдинге «Вертолеты России» заявляли, что готовы модернизировать Ми-14 и возобновить производство «при наличии интереса со стороны потенциальных заказчиков».
Позже в компании заявляли, что разработают проект возобновления производства к концу 2015 года, а в Минобороны — что рассчитывают на скорейшее возобновление поставок.
«Этот вертолет очень востребован, авиация Военно-морского флота ждет его. Поэтому мы максимально быстро постараемся вернуть вторую жизнь этому вертолету», — заявлял замминистра обороны по вооружению Юрий Борисов.
По словам Борисова, речь шла о новой модификации Ми-14. Замминистра уточнял, что у вертолета будут «совершенно новые характеристики», в том числе современная авионика, цифровая техника и двигатель ВК-2500.
Однако в октябре в «Вертолетах России» заявили, что речь идет уже о «машине типа Ми-14». Эта формулировка подразумевала два варианта реализации этой задачи. По словам заместителя гендиректора холдинга Андрея Шибитова, «Вертолеты России» могли либо создать концептуально новую машину, либо отремонтировать и модернизировать имеющиеся.
На сегодняшний день такие вертолеты не состоят на вооружении у российских Вооруженных сил, однако спасательную модификацию Ми-14ПС ограниченно использует МЧС.
Не исключено, что Минобороны модернизирует именно эти машины — возможно, роль в этом сыграло и то, что нынешний министр обороны Сергей Шойгу долгое время возглавлял МЧС и теперь активно привносит традиции своего бывшего ведомства в армию, как это было с заказом самолетов-амфибий Бе-200.
На сегодняшний день в Минобороны хотя и подтверждают работу над противолодочными машинами, но не конкретизируют, на каком варианте решили остановиться.
Источник «Газеты.Ru», близкий к военному ведомству, рассказал о крайне скептическом взгляде многих специалистов на возвращение к снятым с вооружения моделям техники.
«Да, эта техника была хорошая. А уж какой танк Т-34 был хороший! А уж какой штурмовик Ил-2 был хороший! Это ж не значит, что мы должны вернуться в прошлое.
Все наше нынешнее «ускорение» напоминает человека, бегущего вперед, но смотрящего назад», — говорит источник.
«Убийца подлодок»
В 2015 году многие СМИ растиражировали характеристику Ми-14 как «убийцы подлодок». Эти материалы акцентируют, что на этих машинах могли использоваться атомные бомбы, а решение о снятии вертолета с вооружения было принято «под огромным давлением Вашингтона».
Кроме того, появились данные о некоем инциденте в конце 1980-х годов, когда Ми-14 якобы «успешно поразил» зарубежную подлодку.
Однако впервые об инциденте рассказал в разговоре с казанским изданием «Бизнес Online» конструктор «Вертолетов Ми+» Александр Талов.
«Он припомнил историю, как в конце 80-х на севере в советских территориальных водах при помощи Ми-14 «зажали» чужую субмарину, и просто не хватило духу дать команду ее утопить», — писало издание. Тот же конструктор высказал предположение, что Ми-14 сняли с вооружения по указке Вашингтона.
Что касается атомной бомбы, то большинство открытых источников признают, что машина «может нести атомную глубинную бомбу», однако не приводят данных о том, чтобы советские или российские военные на практике реализовали эту возможность.
Среди вооружений, которыми реально были оснащены Ми-14, приводят авиационные торпеды АТ-1, АТ-2, Т-67 и УМГТ-1, 12–50-килограммовые противолодочные бомбы, а также 250-килограммовые авиабомбы (судя по всему, фугасные ФАБ-250).
Растиражированный ярлык «убийцы подлодок» также берет начало в тексте казанского издания, а не в западных СМИ. Такое обозначение могло быть позаимствовано из американской терминологии, описывающей принцип ударных групп таких вертолетов.
Противолодочные вертолеты работают в паре: один обнаруживает цель, а другой запускает по ней торпеду или бомбу. Первого называют «охотником», а второго — «убийцей», однако такие термины вовсе не применялись исключительно по отношению к Ми-14, но также и к его американским аналогам производства компании Sikorsky.
Стоит ли тратиться?
На сегодняшний день Ми-14 стоит на вооружении у нескольких бывших и нынешних партнеров России в области закупок вооружения, среди них Сирия, Польша, Украина и Грузия.
Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов считает, что
возможность возвращения к производству старого типа амфибий зависит от того, найдутся ли на такие вертолеты новые покупатели за рубежом.
«Необходимо понимать, сколько будет потенциальных заказчиков внутри страны и за рубежом. Сколько было в свое время надежд на Бе-200, сколько денег было вложено — этот самолет-амфибию пиарили как уникальный проект, спаситель от всех проблем. В итоге его в небольшом количестве закупили только МЧС России и МЧС Азербайджана», — напоминает эксперт.
По мнению аналитика, в условиях бюджетного маневра и жесточайшей конкуренции на рынке вертолетов вложения в эту программу могут просто не отбиться.
Однако военные нужды могут оказаться сильнее коммерческой целесообразности. Несмотря на финансовые ограничения, Минобороны заинтересовано в высокой боеспособности российских боевых вертолетов.
На это указывают и слова замминистра обороны Юрия Борисова, который заявил о планах российских военных вновь вооружить вертолеты бомбовым оружием в придачу к пушкам и ракетам. По его словам, бомбы на вертолетах крайне «востребованы».