Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Усиление на восточном форпосте

Россия укрепляет военную группировку на Дальнем Востоке на фоне активности Японии и Китая

Пока российские военные наращивают силы на Курилах, председатель КНР посетил бывший спорный остров на границе с Россией и велел расквартированным там военным «совершенствовать боевой стиль». «Газета.Ru» выясняла, какая угроза актуальнее для Москвы — японская или китайская.

Россия примет «беспрецедентные меры» по развитию военной инфраструктуры на Сахалине, Курильских островах и на всем Дальнем Востоке. Как заявил командующий Восточным военным округом Сергей Суровикин, эти меры подразумевают, среди прочего, перевооружение соединений российской армии.

Слова российского военного обретают особый смысл в свете вновь обострившихся дискуссий вокруг Курил — в частности, заявления Владимира Путина, что Россия «готова купить многое, но ничего не продает».

Параллельно с заявлениями об укреплении российской группировки на Курилах стало известно о визите председателя КНР Си Цзиньпина на военные объекты на границе с Россией — это напоминает о значительных военных амбициях Китая в регионе.

Милитаризация Курил

Командующий ВВО Сергей Суровикин охарактеризовал Сахалин и Курилы как «восточный форпост России», который важен для обеспечения безопасности и территориальной целостности государства.

В рамках планируемого укрепления российское военное руководство намерено создать новый пункт базирования сил Тихоокеанского флота на острове Матуа на Курильской гряде. Там проходит совместная экспедиция военных с Русским географическим обществом. Экспедицией в составе 200 человек руководит командующий ТОФ вице-адмирал Александр Рябухин.

«К настоящему моменту силами военнослужащих Восточного военного округа на острове Матуа развернут и оборудован полевой лагерь, организованы его водо- и электроснабжение, развернуты узел связи, пункт материально-технического обеспечения. Основная цель экспедиционного похода — изучение возможностей перспективного базирования сил ТОФ», — заявил Суровикин.

Со времен Второй мировой на Матуа сохранились три взлетно-посадочные полосы — военные намерены оценить их состояние и начать работы по восстановлению аэродрома.

В годы войны на острове располагалась японская крепость с гарнизоном, по разным данным, от трех до восьми тысяч военных. В советские годы там были развернуты соединения пограничных войск, однако с начала 1990-х Матуа — необитаемый остров. Сложности в освоении Матуа связаны с суровым субарктическим климатом и опасностью землетрясений.

Командующий округом Суровикин уточнил, какими именно вооружениями будут усиливать ВВО. Это

100 образцов ракетного и артиллерийского вооружения, 50 зенитных ракетных комплексов и радиотехнических средств ПВО, три корабля, 20 береговых ракетных комплексов, а также 60 самолетов и вертолетов.

Об этом еще в марте говорил министр обороны. По словам Сергея Шойгу, в 2016 году на островах разместят береговые ракетные комплексы «Бал» и «Бастион». Он назвал и модель беспилотников, которые военные отправляют на острова, — «Элерон-3».

Эксперт Института политического и военного анализа Александр Храмчихин считает, что это

усиление российских сил на Дальнем Востоке имеет смысл, так как в сравнении с соседями Тихоокеанский флот пока проигрывает.

В беседе с «Газетой.Ru» он подчеркнул, что хотя Тихоокеанский флот занимает второе место по численности среди российских флотов, ему противопоставлены наиболее мощные оппоненты, что делает его положение наиболее проигрышным.

«Тихоокеанский флот традиционно находится в сложном геополитическом положении:

он изолирован от остальных флотов, поэтому в военное время он не сможет получать практически никакой поддержки. И при этом он еще и внутри себя разделен на Приморскую и Камчатскую флотилии, которые находятся далеко друг от друга»,

— говорит Храмчихин.

Усиление российских военных на Курильских островах можно расценивать как раз в качестве способа связать удаленные флотилии Тихоокеанского флота.

Китайские предупреждения

На этом фоне стало известно о визите председателя КНР Си Цзиньпина в провинцию Хэйлунцзян, граничащую с российскими Приморьем, Забайкальем, Амурской областью и Еврейской АО.

В частности,

глава КНР посетил расположение военных на китайской половине острова Большой Уссурийский. Он призвал охраняющих границу с Россией военных «вооружиться теорией Компартии Китая и совершенствовать боевой стиль, демонстрируя отвагу и выдержку».

Этот остров был объектом многолетнего территориального спора — Китай оспаривал его со времен похолодания в отношениях с СССР в 1960-х. В итоге соглашение о передаче части острова Пекину было подписано в 2004 году, и спор был улажен. Однако вопрос территориальных претензий Китая к России по-прежнему щекотлив.

В 2013 году интернет обошел опубликованный в китайских СМИ материал о «шести войнах», в которых Китай будет «неизбежно» участвовать в XXI веке.

Среди прочего авторы текста «анонсировали» войну с Россией за возвращение бывших китайских территорий на российском Дальнем Востоке.

Едва ли это входит в непосредственные планы китайского руководства, однако, посещая военных на бывшем спорном острове, Си Цзиньпин явно разыгрывает эту карту — если не в области военной стратегии, то в политике.

«Как только Китай поймет, что он имеет возможность вернуть свои земли, он будет их возвращать. И если воинские части расположены именно там, то всем понятно, что они направлены против России»,

— подчеркивает Александр Храмчихин.

Заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев считает, что ни Пекин, ни Токио не рассматривают вариант военного разрешения территориальных проблем. В беседе с «Газетой.Ru» аналитик подчеркнул, что для КНР гораздо актуальнее другие территориальные споры — будь то из-за островов Сенкаку (Дяоюйдао) с Японией или же из-за архипелага Спратли с Вьетнамом и другими южными соседями.

«Китай сейчас не заинтересован в ухудшении отношений с Россией — и уж тем более в выставлении ей территориальных претензий. Может быть, когда-нибудь он и выскажет такие претензии — но это будет очень не скоро»,

— сказал эксперт, подчеркнув, что помимо всего прочего у Китая более слабая армия, чем у России.

Япония, по мнению Евсеева, также не настроена на силовое решение территориального спора и пытается «заставить Россию, чтобы она сама отдала». Эксперт подчеркнул, что спор Китая и Японии по Сенкаку характерен периодическими военными инцидентами, а в районе Курил таких инцидентов не было.

Новости и материалы
Госдума приняла бюджет Фонда социального и пенсионного страхования
В Курской области повредили плитку у мемориала павшим воинам
Беременная Жизель Бюндхен показала фигуру в облегающей майке и легинсах
Россиянам дали совет, как произвести хорошее впечатление на собеседовании
Сербия попросила Россию помочь с реализацией проекта отвода от «Дружбы»
Бывший муж Бритни Спирс снялся с голым торсом
Соцсети удивил способ Илона Маска есть картошку фри
Новый китайский кроссовер продают по цене бюджетного отечественного автомобиля
Ковальчук считает, что Запад должен платить России за очистку воздуха
Сурков объяснил, почему ненормально сидеть за столом «с бородатой бабой»
16-летняя российская фигуристка рассказала, как ее бил тренер
Путин и ас-Судани обсудили ситуацию на Ближнем Востоке
Правящая в Грузии партия выбрала премьера и спикера парламента
Microsoft обвинили в навязчивой рекламе новых компьютеров с Windows 11
Норвегия выделит Киеву $45 млн на поддержку оборонной промышленности
Российский шестиклассник украл из столовой нож и угрожал им школьникам
Врач заявила, что кофеин мешает усвоению витамина C
Великобритания ввела санкции против бизнесмена из Украины
Все новости