Саудовский генерал Ахмед аль-Ассири сообщил о намерении Эр-Рияда воевать против радикалов из «Исламского государства (организация запрещена в России)» (организация запрещена в России и других странах) в составе коалиции во главе с США. Кроме того, в Эр-Рияде заявляли о готовности направить в Сирию спецназ. Саудовская Аравия уже отправила на турецкую приграничную базу Инджирлик свои истребители. Готовность направить военных в Сирию декларировал и ближайший союзник королевства — Объединенные Арабские Эмираты.
Не исключили военного вторжения и в США: о планах «заняться уничтожением боевиков» в Сирии и Ираке говорил в конце января глава Пентагона Эштон Картер. С резким неприятием такой возможности выступает Москва. Как заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, вторжение грозит «полноценной длительной войной».
Однако и Россию называют в числе стран, чьи наземные силы могут оказаться в Сирии. Особенно любопытно прозвучало заявление в телеэфире главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова, который рассказал о сражающихся с террористами в Сирии чеченских спецназовцах.
Наибольшее внимание привлекают действия Турции: власти страны неоднократно заявляли, что не намерены вводить войска в Сирию, однако на границе между двумя странами происходят обстрелы и стычки. В конце 2015 года разгорелся скандал вокруг отправки группы турецких военных в Ирак без разрешения официального Багдада. Вторжение Турции в Сирию представляется наиболее возможным — особенно учитывая многолетние напряженные отношения Анкары с администрацией Башара Асада.
Полноценное вторжение Турции
Турецкие военные 14 февраля обстреляли позиции сирийских курдов на севере провинции Латакия. Как заявил министр обороны Турции Исмет Йылмаз, это стало ответом на стрельбу с курдской стороны. Однако, по сообщению Наблюдательного совета по правам человека в Сирии, на этом фоне на территорию страны из Турции проникли несколько сотен боевиков одной из радикальных группировок. Как заявляют источники в сирийском ополчении, 300 прибывших из Турции боевиков попытались прорваться в город на севере провинции Алеппо.
Сирийский МИД сообщил, что вместе с боевиками на территорию страны вторглись турецкие военные. По словам турецкого минобороны, у Анкары «не было и мысли» вторгаться в Сирию, однако эксперты и политики сомневаются в отсутствии у Анкары такого намерения.
Как пояснил «Газете.Ru» глава Института изучения Ближнего Востока и Израиля Евгений Сатановский, наиболее вероятной силой, которая может развернуть наземную операцию в Сирии, является Турция.
По мнению эксперта, президент страны Реджеп Тайип Эрдоган планировал свергнуть Башара Асада и уничтожить Сирию в ее нынешнем виде и вступил для этого в союз с «Исламским государством». Таким образом, поражение ИГ и сохранение Асада у власти окажется крупной неудачей Эрдогана, которая будет грозить ему потерей власти.
«Значит, миллионы беженцев, колоссальные деньги, которые на это ушли, — это провал», — считает Сатановский.
В случае вторжения Турции в Сирии начнется «серьезная партизанская война», подчеркнул эксперт.
«Зона безопасности»
По мнению руководителя Центра военного прогнозирования, члена-корреспондента Академии военных наук Анатолия Цыганка, Турция может пойти на ограниченную наземную операцию к северу от Алеппо. Целью ее может стать контроль на ранее заявленной зоне безопасности.
«Они хотят во что бы то ни стало сохранить так называемую зону безопасности — турки об этом давно говорили, что она должна быть не менее 10 км. Они хотят поддержать [сирийских] туркмен. Вместе с туркменами в этом же месте находятся и курды, — отмечает эксперт. — Но туркмен, которые поддерживают Турцию, всего одна треть. Еще одна треть поддерживает сирийское правительство, а еще треть смотрит: кто победит, на ту сторону они и перейдут».
Ведущий научный сотрудник отдела разоружения и урегулирования конфликтов Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Станислав Иванов считает вторжение в Сирию крайне проблематичным для Анкары вариантом.
«Если турки пересекут границу, они окажутся вне правого поля. Им придется объясняться не только перед Дамаском и Москвой, но и перед Вашингтоном и Брюсселем. Такая операция возможна только по резолюции Совета Безопасности ООН, что исключено, или по решению НАТО, что также исключено», — констатировал Иванов.
По его мнению, формальным поводом к наступлению Турции могут послужить 40 тыс. беженцев из Алеппо, а в самом Алеппо от бомбардировок страдают жилые кварталы.
«Что касается НАТО и Вашингтона, то они работают точечно: работают с курдами, со «Свободной сирийской армией», вооружают христиан — например, создают альянс для наступления на Ракку со стороны курдских анклавов. Поэтому думаю, что
начинать в этих районах наземную операцию — это конец режима Эрдогана. Он на это не пойдет», — подчеркнул собеседник «Газеты.Ru». Вероятность широкомасштабного вторжения Турции в Сирию эксперт оценил в 10%.
Заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев заявил «Газете.Ru», что полномасштабная война с участием турецких войск в Сирии маловероятна. По мнению эксперта, Анкара может прибегнуть к локальным вылазкам и спецоперациям на территории Сирии.
«Турция осуществит захват некоторых населенных пунктов вблизи границы. Удаление от границы будет небольшое — до 20 км, именно на таком расстоянии можно осуществить прикрытие артиллерией», — заявил «Газете.Ru» Евсеев.
По мнению эксперта, Анкара намерена «вбить клин» между группировками курдов в районах Африм и Кобани. Евсеев подчеркнул, что стратегические возможности Турции в регионе будут ограниченными. Препятствовать этому будут как курдские и правительственные силы, так и российские ВКС, которые контролируют воздушное пространство над прилегающими к турецкой границе районами страны.
При этом, по словам Евсеева, у Турции есть далекоидущие планы, связанные с сирийской территорией. Действия Анкары продиктованы так называемым «Национальным обетом» — подписанным в 1920 году документом, который, среди прочего, утверждает провинцию Алеппо как турецкую территорию. Как считают эксперты, в Анкаре не надеются на скорое осуществление этой цели, однако гражданская война в Сирии дает туркам шансы на усиление влияния на землях, которые они считают своими.
Война арабов с арабами
Союзником Турции при вторжении в Сирию, по мнению экспертов, станет Саудовская Аравия, которая также претендует на лидерство в регионе и во всем суннитском мире.
«Исходя из наличия личного состава, большого количества военных [саудиты] послать не могут, потому что в основном их задействуют в Йемене. Ограниченное участие — например, вместе с турками — будет настолько же «успешное», как действия саудитов в Йемене, причем воевать они будут намного хуже, чем турки», — считает Евсеев.
По словам Евсеева, возможности Эр-Рияда добиться «позитива» от ввода войск малы, но королевство может задействовать в Сирии своих военных инструкторов и спецназ для подкрепления своего статуса на Ближнем Востоке.
«Ничего там добиться не удастся, и никто там закрепиться не даст. Но в то же время не реагировать они не могут, потому что они вложили огромное количество денег.
Частично там находятся отставные саудовские офицеры, которые руководят отрядами. Они поставляют оружие — и они хотели бы иметь влияние на будущее Сирии», — сказал эксперт.
Евсеев подчеркнул, что перспективы Эр-Рияда в Сирии призрачны. «Если они будут участвовать в такого рода сомнительных операциях, их влияние на будущее Сирии будет еще меньше, чем сейчас», — подытожил востоковед.
По мнению Станислава Иванова, ввод войск Саудовской Аравии в Сирию был бы трудным в первую очередь с моральной точки зрения.
«Воевать арабам с арабами там весьма сложно», — подчеркнул эксперт.
«Если они свыше десяти лет пестовали эти группировки, ИГИЛ, которое поддержали 11 арабо-суннитских военно-политических группировок Ирака, то воевать-то придется не только с иностранными боевиками, а со своими доморощенными арабами-суннитами», — пояснил собеседник.
В то же время, считает Иванов, Саудовская Аравия и ее ближайшие союзники продолжат отстаивать в Сирии и соседних странах свои цели: свержение Асада, изоляцию «Хезболлы» в Ливане и ослабление проиранских властей Ирака.
Американский и российский Ближний Восток
Прямое военное вторжение на территорию Сирии военных из стран НАТО, России или Ирана и его союзников маловероятно. Однако все эти стороны продолжат участвовать в конфликте опосредованно.
Коалиция во главе с США, в рамках которой формально действуют и Турция, и Саудовская Аравия, не в состоянии договориться о совместной наземной операции. Как считают эксперты, Соединенные Штаты и их союзники продолжат авиаудары по сирийской территории, однако Вашингтон не будет контролировать действия Анкары, с которой нет согласия по отношениям с курдами.
Эксперты сходятся во мнении, что в случае вторжения Турции или Саудовской Аравии на территорию Сирии НАТО может остаться в стороне от этого конфликта, так как в Вашингтоне в таком развитии событий не заинтересованы. По мнению Анатолия Цыганка, США намерены поддержать идею создания курдского государства, чему явно противоречит возможная турецкая агрессия.
«Американцы 15 лет назад высказались однозначно: они хотят американский Ближний Восток — они хотят создать для курдов отдельное государство. В Ираке они начали с того, чтобы иракская автономия стала автономной. Они поддерживают и курдов, потому что считают, что
через 10–15 лет наверняка будет курдское государство, которое бы хорошо слушалось американское правительство», — считает Цыганок.
Ранее «Газета.Ru» писала, что эксперты не исключают создания нового государства на территории Сирии при помощи России. Независимым может стать регион на западе страны, населенный преимущественно единоверцами Башара Асада — алавитами.
Россия, вероятнее всего, продолжит действовать в рамках декларируемой Москвой позиции — наносить авиаудары по позициям «Исламского государства» и других группировок и поддерживать правительственные войска, подконтрольные Башару Асаду. Российские власти также неоднократно заявляли, что налаживают контакты с некоторыми фракциями сирийской оппозиции. При этом поставлять оружие наиболее крупной из них — «Свободной сирийской армии» — в Москве пока не планируют.
По мнению Евгения Сатановского, при вторжении Турции в Сирию Россия может опосредованно принять участие в конфликте — как минимум в качестве поставщика вооружений курдскому ополчению, которое является первостепенной целью атак турецких военных.
При этом непосредственное столкновение российских и турецких войск на территории Сирии маловероятно. Эксперты сходятся в том, что турецкие военные будут избегать столкновений с россиянами на сирийской территории.
Как считает Владимир Евсеев, Россия готова дать жесткий отпор турецким военным, если они посягнут на российские позиции в Сирии. «Нас сейчас удерживает то, что Турция старается вести себя относительно взвешенно. Но если Турция начнет нарушать правила игры, которые сейчас сложились, Россия сможет рассматривать разные возможности ответа», — подчеркнул эксперт.
По мнению востоковеда Евгения Сатановского, ответ на возможное нападение на российских военных в Сирии будет жестким.
«Если кто-нибудь нападет на российские Воздушно-космические силы, то тогда, видимо, его уничтожат, — считает эксперт. — Это уже проблемы тех, кто это будет делать».
Иран и выступающая с ним в альянсе «Хезболла», как считает Владимир Евсеев, будут снижать свою активность в Сирии по мере того, как с помощью России будут укрепляться правительственные силы. «По мере подготовки сирийской национальной армии и по мере насыщения ее личным составом потребность в них будет постепенно сокращаться», — сказал он «Газете.Ru».
Таким образом, большинство стран, прямо или косвенно вовлеченных в сирийскую гражданскую войну, оказались в патовой ситуации. С одной стороны, мало кто верит в то, что разрешения конфликта удастся добиться на переговорах, с другой — ввод войск чреват слишком большими потерями. Эксперты сходятся в том, что многолетнему турецкому лидеру Эрдогану неудача в Сирии грозит потерей президентского кресла. Саудовская Аравия и другие арабские страны неизбежно столкнутся с неприятием «антиарабской» операции среди собственного населения, в том числе в рядах войск. Страны НАТО, в которых свежо воспоминание о неудаче в Ираке, в новом конфликте будут действовать куда осторожнее. Москва решительно отвергает предположения о планах ввести войска, однако даже Владимир Путин, комментируя успехи российских авиаударов, заявлял, что «этого пока недостаточно, чтобы очистить Сирию от боевиков».