Российские и сирийские летчики впервые выполнили совместную боевую задачу в небе над Сирией, сообщило в четверг Минобороны России. Военные также отметили, что накануне премьерной операции группа сирийских летчиков посетила авиабазу Хмеймим, где совместно с российскими пилотами отработала мероприятия предварительной подготовки по взаимодействию и правилам радиообмена при совместном выполнении боевых задач.
«Экипажи самолетов Су-25 Воздушно-космических сил Вооруженных Сил РФ и самолетов МиГ-29 Военно-воздушных сил Сирийской Арабской Республики выполнили совместную боевую задачу в небе над Сирией. Пара истребителей МиГ-29 осуществили прикрытие в воздухе российских штурмовиков, которые наносили удары по объектам инфраструктуры террористов», — говорится в сообщении российского военного ведомства.
Как пояснили в Минобороны, сирийские истребители взлетали со своих аэродромов базирования, но названий конкретных баз не уточнили. Далее в назначенном районе «МиГи» встретили взлетевшие с авиабазы Хмеймим российские штурмовики, после чего осуществляли их сопровождение и прикрытие на всем протяжении полета до района нанесения ударов и обратно. Осуществлять прикрытие бомбардировщиков истребителями при каждом вылете распорядился министр обороны РФ Сергей Шойгу после того, как Турция сбила на границе с Сирией возвращавшийся с задания российский Су-24.
На вооружении Военно-воздушных сил Сирии стоит преимущественно техника советского производства. Кроме истребителей МиГ-29 сирийцы закупали истребители МиГ-21, истребители-бомбардировщики МиГ-23, перехватчики МиГ-25, бомбардировщики Су-24, а также различные транспортные самолеты.
Как пояснил «Газете.Ru» военный эксперт Виктор Мураховский, самолетов МиГ-21 в Сирии в летном состоянии сейчас единицы, впрочем, как и бомбардировщиков Су-24. Но достаточно много летающих МиГ-23.
«В Сирии именно истребители — это МиГ-29, но сколько из них в летном состоянии, я думаю, никто не скажет, эта цифра может меняться каждый день. Я думаю, что машин 10–12 летающих МиГ-29 у них сейчас есть», — сказал он.
Эксперт отметил, что в первую очередь подобная совместная работа самолетов двух стран призвана улучшить взаимодействие.
«Во-вторых, надо понимать, что у нас вылеты бомбардировщиков и штурмовиков сейчас не всегда производятся парами, иногда и по одному. И каждый раз поднимать на прикрытие каждого нашего самолета истребители достаточно проблематично, а такое требование есть. А истребители Сирии в этом плане нам очень могут помочь, тем более что для истребительной авиации Сирии особых задач там и нет сейчас», — сказал Мураховский.
Кроме того, важным аспектом является возможность для сирийцев научиться работать в единой системе воздушно-космической обороны, так как на вооружении Сирии нет ряда техники, которая в составе российской группировки сегодня представлена на театре военных действий против ИГ (террористическая организация, запрещенная в РФ и других странах мира).
«Это для них реальная тренировка и отработка действий в единой боевой структуре, тем более что в этом районе работает и наш зенитный комплекс (С-400. — «Газета.Ru») и самолет ДРЛО А-50. У них таких самолетов и ЗРК не было, они получают очень хорошую практику взаимодействия в единой системе воздушно-космических сил. И немного нам помогают снизить нагрузку на наши истребители», — добавил эксперт.
Ранее сообщалось, что в небе над Сирией начали использовать российские самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) А-50. Эти самолеты могут применяться для обнаружения и сопровождения воздушных целей и надводных кораблей. А-50 может передавать информацию на командные пункты автоматизированных систем управления видов Вооруженных сил о воздушной и надводной обстановке. А также управлять самолетами истребительной и ударной авиации, наводя их на воздушные, наземные и морские цели, и исполнять роль воздушных командных пунктов.
«А-50, представляющие собой модификацию военно-транспортного самолета Ил-76 с большим вращающимся радаром в виде гриба на фюзеляже, начали работать в воздушном пространстве Сирии в конце декабря», — сообщало издание IHS Jane's со ссылкой на высокопоставленный британский военный источник.
В качестве доказательства присутствия российских AWACS в Сирии издание привело данные открытого портала Flightradar24.com от 27 декабря, заметившего движение в северо-западной части Сирии самолета ДРЛО без позывных, летавшего на высоте 20 тыс. футов (примерно 6096 м) в течение четырех часов.
Российская авиагруппа в Сирии представлена бомбардировщиками Су-24 (один из которых был потерян в результате атаки турецких ВВС 24 ноября 2015 года), штурмовиками Су-25, истребителями Су-30СМ, новейшими бомбардировщиками Су-34, вертолетами Ми-24 и Ми-8.
Прикрывает работу авиагруппы зенитный ракетный комплекс С-400, развернутый на авиабазе Хмеймим после того, как был сбит Су-24.
Также там работают комплексы радиоэлектронной борьбы «Красуха-4». Бомбардировки объектов «Исламского государства» также осуществлялись стратегическими самолетами дальней авиации Ту-160 «Белый лебедь» и Ту-22М3, а также кораблями Каспийской флотилии и подводной лодкой Черноморского флота «Ростов-на-Дону» при помощи крылатых ракет «Калибр».